100 лет композитору Георгия Свиридова

BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз

Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.

юни 2022
П В С Ч П С Н
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

100 лет композитору Георгия Свиридова

Самое известное его произведение сюита „Время, вперед!“ – уже много лет её отрывок каждый день слышат наши телезрители. Свиридов – автор знаменитых вальсов и романсов, но мало кто знает, что писал он и духовную музыку. До сих пор ходят многочисленные легенды, о его тяжелом характере – он мог за одну ошибку отменить выступление. Сегодня музыка Свиридова будет звучать на многочисленных сценах. Главные мероприятия – в Москве.

Самое известное его произведение сюита „Время, вперед!“ – уже много лет её отрывок каждый день слышат наши телезрители. Свиридов – автор знаменитых вальсов и романсов, но мало кто знает, что писал он и духовную музыку. До сих пор ходят многочисленные легенды, о его тяжелом характере – он мог за одну ошибку отменить выступление. Сегодня музыка Свиридова будет звучать на многочисленных сценах. Главные мероприятия – в Москве.

Огромное количество мероприятий пройдет на его родине, в Москве и по всей стране. О его непростом характере ходят легенды, а его личная жизнь долгое время была „закрытой территорией“. Впервые в этом фильме родственники и друзья Георгия Васильевича вспомнят о том, что происходило со Свиридовым в страшные для него сороковые годы, почему композитор старался не вспоминать о старшем сыне и очень боялся за младшего. Мы расскажем о личной жизни Георгия Свиридова, которая складывалась непросто и подчас трагично. Он трижды был женат. У композитора было два сына, и обоих он пережил. Младший сын, родившийся с серьезным заболеванием, вынужден был жить вдали от отца – в Японии, потому что только там он мог получать необходимое лечение. Он умер за неделю до кончины Свиридова. Георгий Васильевич так и не узнал об этом. В фильме впервые будет рассказана история гибели старшего сына, которая долгое время была семейной тайной. Он покончил с собой в отцовском доме, пока чета Свиридовых была на оперной премьере.

…На репетициях музыкантам приходилось пить валидол, ведь за одну ошибку композитор мог навсегда прервать общение. Возможно, это связано с тем, что в этой семье царили только Свиридов и искусство. Его мать отказывала себе и родственникам во всем, лишь бы Юра стал музыкантом. Позже бремя „служения гению“ взяла на себя третья жена Свиридова Эльза. Она решала все бытовые проблемы, терпела вспышки гнева и даже сидела на веслах, когда Свиридов отправлялся на рыбалку. Об этих историях вспомнят родственники композитора.

Свиридов – автор композиции „Время, вперед!“, которую каждый человек в стране знает как музыкальную заставку к программе „Время“. Именно она стала одним из знаковых произведений, прозвучавших на открытии Олимпиады в Сочи. Почему музыка несколько раз пропадала из эфира и возвращалась? С какими историческими событиями в стране это связано? Все непростую историю этой музыки сам Свиридов рассказал в своих дневниках, недоступных для широкой публики. И в этом фильме впервые племянник Георгия Свиридова прочтет зрителям отрывки из этих дневников композитора.

В сложные 90-е Свиридова обвиняли в излишнем национал-патриотизме. Как жил Георгий Свиридов в эти годы? Удавалось ли ему работать в тяжелейших условиях? Почему он сам был против определения „русский композитор“? И что приходилось выносить его домашним? Об этом расскажут друзья, коллеги и родственники композитора.

Георгий Свиридов писал духовную музыку даже тогда, когда на нее существовал строжайший запрет в стране, и продолжал это делать до последних дней. Правда, из-за проблем со здоровьем он уже не мог ее записывать, поэтому играл и пел свои новые произведения. Сохранились десятки записей, и впервые одна из них прозвучит в квартире Свиридова, где была когда-то написана. Племянник композитора Александр Белоненко обнародует одну из записей и расскажет о ней.

Съемочной группе удалось снять уникальные кадры репетиции и премьеры духовного песнопения Свиридова „Любовь святая“ в сочетании с электронной музыкой. В фильме музыку Свиридова также исполнят хоровая капелла Легостаева, оркестр под управлением Юрия Башмета, хор храма Христа Спасителя, актриса Екатерина Гусева и певец Сергей Волчков.

В фильме принимают участие:
Александр Белоненко – племянник Георгия Свиридова
Юрий Башмет – музыкант, дирижер
Юрий Соломин – художественный руководитель Малого театра
Екатерина Гусева – актриса, певица
Анна Шатилова – телеведущая
Сергей Волчков – певец, победитель проекта „Голос“
Владимир Рубин – композитор, друг Г. Свиридова
Александр Ведерников – оперный певец, друг Г. Свиридова
Виктор Чаплыгин – двоюродный племянник Г. Свиридова
Антон Висков – композитор духовной музыки, друг Свиридова
Алексей Пузанов – руководитель Синодального хора
Леонид Марченко – друг Свиридова

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова. Выдающийся музыкант, ученик Дмитрия Шостаковича, он развил и продолжил традиции русской вокальной и хоровой музыки. Наследие композитора разнообразно по жанрам – симфонии, концерты, оратории, кантаты, вокальные циклы и романсы на стихи русских и европейских поэтов и даже музыка для кино. Одна из самых известных тем композитора – к фильму «Время, вперёд!» – стала музыкальным символом ХХ века.

Создание «Патетической оратории» считается одним из самых ярких событий в истории музыки. Написана она на стихи Маяковского – поэта трудного для перевода на музыкальный язык. А Георгий Свиридов смог. Тогда, в 1959 году, в успех оратории мало кто верил. До премьеры в газете «Правда» даже подготовили статью «Творческая неудача». В печать она так и не вышла. Оратория Свиридова получила Ленинскую премию.

Георгий Свиридов открыл для музыки многих поэтов: распел строки Пушкина, Есенина, Блока, Сологуба и даже прозу Гоголя. Сам композитор называл эти сочинения музыкальными иллюстрациями. Его же самого называли самым вокальным композитором за то, что чувствовал музыку слова.

«Его музыкальная интонация только подчёркивала интонацию слова, она не был придуманной, он была как бы вскрыта из музыки этого слова», – говорит дирижёр, хормейстер, народный артист СССР Владимир Минин.

Он сочинял романсы, кантаты, сюиты, сонаты и все на одну единственную тему – Россия, ее история, люди и судьбы. Как когда-то Глинка кучерский напев возвысил до оперы, так Свиридов вывел на академическую сцену деревенский фольклор в знаменитом цикле «Курские песни». Об этом сочинении Шостакович сказал: «Нот так мало, а музыки очень много».

Свиридов выразителен по сути, а не по форме, считает и Владимир Федосеев. Он вспоминает нелегкие совместные репетиции: композитор буквально выжимал необходимое ему звучание.

«Были уроки со страшным нервом, раздражением, потому что Свиридов настаивал на своем. Иногда он доводил исполнителя до обморока, но все ему прощалось», – отмечает Владимир Федосеев, дирижёр, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского, народный артист СССР.

Идеи будущих сочинений к Свиридову приходили внезапно. Например, во время прогулки в лесу.

«Я сам видел, как он вдруг быстро побежал домой, открыл рояль и просто спел песню про бороду», – рассказывает оперный певец, народный артист СССР Александр Ведерников.

Требовательный, даже дотошный к мелочам Свиридов над каждым произведением работал годами. Исключение составила оркестровая сюита к фильму «Время, вперед!». Тяготясь необходимостью срочно сдать режиссеру партитуру и боясь пропустить вечерний клев – Свиридов страстно любил рыбалку, – он завел будильник и всего за час сочинил одну из самых известных мелодий в России.

«Ответственность за сочинение нужно разделить еще и со слушателем», – считал Свиридов. «Судьба культуры не только в руках людей, производящих художественные ценности, но и в руках тех людей, кому эти ценности предназначены», – говорил он.

В Курске празднуют 100-летие Георгия Свиридова

На родине Свиридова, в Курске появились мемориальная доска и новый сквер имени композитора. Его открыли рядом с памятником Свиридову, который установили десять лет назад. Мемориальная доска появилась на здании Театра кукол. Во дворе этого дома на улице Радищева находится флигель, в котором с 1924 по 1928 годы жила переехавшая из Фатежа семья Свиридовых. Автор мемориальной доски – скульптор Игорь Минин. Он же – автор памятника, рядом с которым теперь появился и сквер.

Самое знаменитое произведение Свиридова „Вальс“ из сюиты „Метель“ на основе его музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 года.