BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
април 2019
П В С Ч П С Н
« мар.    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Выставка Валентина Серова бьет рекорды посещаемости

Выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее бьет рекорды посещаемости. За неполные три недели ее посмотрели почти 60 тысяч человек. Интерес к экспозиции в Третьяковке ожидали, но не столь большой.

Уже с утра – немалые очереди, правда, в Третьяковской галерее их сумели организовать так, чтобы не отпугнуть зрителя. Время работы галереи продлили до 21 часа, и приходить рекомендуют во второй половине дня. После пяти часов вечера посетителей гораздо меньше. Сотрудники Третьяковки связывают рекорд посещаемости с тем, что это самая масштабная экспозиция Валентина Серова в истории – она занимает три этажа. Перед зрителями предстает весь масштаб его дарования: разнообразие техник, материалов, трактовок портретного жанра.

«Портрет Александра III, который никогда не бывал в России, привезли из Дании, из офицерского фонда лейбгвардии. Здесь есть еще и такие редчайшие экспонаты, как например, занавес к балету «Шахерезада», к Дягилевскому спектаклю, который хранится в собрании семьи Вишневской и Ростроповича», – поясняет заместитель Генерального директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер.

К 150-летию со дня рождения Валентина Серова Третьяковская галерея представляет выставку-ретроспективу художника. Масштабная экспозиция, занимает три этажа здания галереи на Крымском Валу. Работы из своих собраний предоставили 25 российских музеев, несколько зарубежных, а также частные коллекционеры. С последней монографической выставки художника прошло порядка четверти века.

От хрестоматийной «Девочки с персиками», написанной 22-летним художником, до авангардной Иды Рубинштейн. Все, что сделано Валентином Серовым за 44 года, демонстрируется на двух этажах на Крымском Валу. Первые посетители вернисажа – вице-премьер правительства Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский.

«Когда все картины собираются вместе, это совершенно другое ощущение, потому что мы видим сегодня разные периоды, мы видим, насколько многообразен был художник, которого мы все знаем с детства», – отметила вице-премьер правительства России Ольга Голодец.

Многогранный, вечно ищущий, сам ломающий свои стереотипы – Третьяковка показывает синтезированного Серова. Соединение традиций, русской реалистической школы, старой европейской, плюс новаторство современных живописцев.

«Мы хотели представить этого художника так, чтобы сегодняшний зритель, который уже с неким скепсисом относится к классическому фигуративному искусству, понял, как много было сделано этим художником, как его искусство и то, что он делал на самом деле, вымостило путь к искусству XX века», – подчеркнула директор ГТГ Зельфира Трегулова.

Живопись и графика, более 200 произведений из 35 музеев мира – собраны все известные на сегодня работы.

Впервые в России показан портрет Александра Третьего. Это подарок вдовствующей императрицы Марии Федоровны королю датскому Кристиану Девятому. Серов писал императора по фотографии, ему позировал датский солдат. С 1899 года портрет находился в лейб-гвардии королевского полка в Копенгагене. Но о том, что он существует, узнали лишь недавно.

«Мы узнали об этом в 2005 году, когда проходила выставка Жилинского в Третьяковской галерее. Был издан каталог, показаны его работы. И на его портрете королевы Маргарет мы этот портрет и увидели», – отмечает куратор выставки Ольга Атрощенко.

Великосветские особы, русская и европейская интеллигенция конца XIX – начала XX веков – галерея ушедшей эпохи. Но маститый художник не останавливается: постоянно экспериментирует с техникой. Первым придумывает графический парадный портрет.

Задуманный как парадный портрет княгини Щербатовой – последняя и незавершенная работа художника. С утра Щербатовым позвонил сын Серова и сказал: «Папа не придет, он умер». Здесь, на выставке, портрет – не финальная работа, а, скорее, новая точка отсчета в творчестве Серова.

Не приняв сразу нового искусства, Серов все же пытается его постичь. Он в восторге от «Дягилевских сезонов», покорен «Шахерезадой» в декорациях Бакста – пишет занавес для спектакля. Позже на аукционе «Сотбис» его купил Мстислав Ростропович. Теперь занавес хранится в фонде Ростроповича в Санкт-Петербурге. Из Русского музея привезли и провокационный портрет Иды Рубинштейн. В начале XX века он вызвал в обществе скандал. Серова ругали за то, что известная балерина обнажена, и за увлеченность модернизмом. Теперь этот портрет считают апофеозом нового стиля Серова, ставшего предтечей авангарда в России.

Валентин Серов прожил внешне очень размеренную жизнь. Учился – работал – счастливо женился. Однако внутренняя жизнь Серова была необычайно насыщенной. Представляем несколько фактов о творчестве художника, которые по-новому раскроют его талант:

Физиономист

Валентин Серов был одним из лучших портретистов своего времени. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, – такой же своенравный, как хозяин. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель».

Придворный живописец

Парадоксально, но именно Валентин Серов, крайне независимый в своем творчестве, около десяти лет был придворным живописцем последнего русского царя. Его даже допустили на коронацию Николая II в Успенский собор. Правда, работа так и осталась эскизом – сановникам не понравилось слишком приземленное и совсем не торжественное изображение таинства. Даже фигура императора, отодвинутая в край композиции, не сразу различима. А знаменитый портрет Николая II дался Валентину Серову непросто. Работа продвигалась с большим трудом, и художник решил отказаться от заказа. Государь, услышав это, с неподдельной грустью сел за стол. Только тогда Серов увидел образ императора: мягкость, интеллигентность и слабость последнего русского царя.

Кровавое воскресенье

В 1905 году Валентин Серов оказался свидетелем расстрела рабочих в Петербурге – злополучное Кровавое воскресенье. Прямо у Академии художеств на Васильевском острове отряды пехоты и кавалерии преградили путь мирному шествию. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, – писал Серов. – Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу – зрелище ужасное». Практически с натуры Серов написал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».

Новый стиль

В конце нулевых годов XX века Валентин Серов все дальше уходил от реалистического искусства передвижников. С одной стороны, он был увлечен античной архаикой, даже побывал на раскопках Кносского дворца на острове Крит. С другой, все больше тяготел к модернизму. Апофеозом нового стиля стал двухметровый портрет Иды Рубинштейн. В балерине, исполнявшей на Дягилевских сезонах партии Клеопатры и Шахеразады, Серов разглядел «стихийный, подлинный Восток», который и выразил новыми средствами. Художник деформировал тело, удлинил руки и ноги, лишил фигуру плоти. Современники не оценили живописные эксперименты Серова, требовали удалить эту насмешку над искусством. И даже учитель Валентина Серова Илья Репин сказал о картине: «Гальванизированный труп!»

Желающие посетить выставку Серова в Москве выломали двери Третьяковской галереи

Инцидент произошел уже после закрытия музея в 8 часов вечера: люди, которые купили билет через интернет и отстояли многочасовую очередь, так и не смогли попасть на выставку.

Музей брали практически штурмом. В результате руководство Третьяковки усилило охрану здания на Крымском Валу. Рядом организовали продажу горячих напитков, а вот распространение билетов через интернет приостановили. Все ранее купленные билеты действуют. Выставка Валентина Серова, приуроченная к 150-летию художника, работает в столице с октября. За это время её посетили 400 000 человек.