Софроний Врачанский – один из величайших деятелей болгарского Возрождения

BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
април 2021
П В С Ч П С Н
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Софроний Врачанский – один из величайших деятелей болгарского Возрождения

Даровитый просветитель периода болгарского Возрождения Святой Софроний Врачанский (светское имя Стойко Владиславов) родился 11 марта 1739 года в городке Котел в горах Стара-Планина.

Там, в школе при монастыре, получил основное образование. Он известен как автор первого болгарского автобиографического произведения “Житие и страдание грешного Софрония”, которым были положены основы современной болгарской литературы. Он первым переписал “Историю славяно-болгарскую” Паисия Хилендарского, сыгравшую огромную роль в национальном возрождении в Болгарии в период пятивекового османского ига. Вот как Никола Хаджиев, директор Национального церковного историко-археологического музея описывает Софрония Врачанского:
“Любовь, преданность, готовность к самопожертвованию за род и родину – такой была его жизнь. Он остался без матери в три года, а в 11 лет без отца. По совету местных жителей, которые заметили его талант и интерес к духовности, женился еще в 18 лет, после чего был избран приходским священником. Он был добр и внимателен, всегда готов помочь каждому. Невероятной была его встреча с Паисием Хилендарским. Много предпосылок было к тому, чтобы Паисий убедился, что именно ему надо было отнести свой труд «Историю славяно-болгарскую». В 1765 году он постучал в ворота отца Стойко Владиславова, представился и показал ему, что сотворил. Батюшка из Котела поблагодарил за большое доверие и с исключительным старанием и интересом начал работать над списком с его книги. Эта работа воспламенила в нем сильное патриотическое чувство. Содержание Паисиевой истории настолько впечатлило его, что вся жизнь впредь приобрела новый смысл, новое выражение. Софроний посвятил себя идее служения народу со всей самоотверженностью. Он учил детей, проповедовал в церкви и даже подключился к подготовке национально-освободительного движения».
Отец Стойко сделал два списка с «Истории славяно-болгарской» и, как будто чтобы почувствовать силу вдохновения автора, дважды посетил Святую гору Афон, где Паисий писал этот труд. Зависть местной знати в родном городе, однако, прогнала его из Котела, и он ушел служить в другой приход. В 1794 году, под именем Софрония, был рукоположен епископом города Враца (северо-запад Болгарии), где развил широкую общественную деятельность.
Беспорядки в стране вынудили его уехать в Бухарест. Там он продолжал службу как высшее духовное лицо. В Бухаресте активно стал участвовать в деятельности по освобождению Болгарии. В ходе Русско-турецкой войны 1806-1812 годов содействовал формированию Болгарского земского войска из болгар-добровольцев, сражавшихся на стороне России. Софроний Врачанский подготовил и так называемое «Прошение» из 15 пунктов к главнокомандующему российской армией. В нем он раскрыл необходимость разработки программы для решения Болгарского национального вопроса.

Свои лучшие произведения Софроний Врачанский написал во время пребывания в Бухаресте. Среди них сборник «Кириакодромион, сиречь Неделник», который содержал правила и наставления для всех воскресных и праздничных дней года. Вдохновленное церковнославянскими и греческими источниками, это было единственное напечатанное сочинение Софрония Врачанского. Именно этот сборник стал первопечатной болгарской книгой. «Он был так силен и актуален для своего времени, что просвещенные болгары стали называть его «Софроние». И по сей день он продолжает звучать современно, – отметил Никола Хаджиев. – Он писал и многое другое, но это осталось его капитальным трудом. Софроний Врачанский стал выразителем болгарского самосознания и родовой принадлежности. Он жил в неимоверно тяжелых условиях. Поистине был страдальцем, потому и озаглавил свою автобиографию «Житие и страдание грешного Софрония». Это важный исторический документ, который живо обрисовывает положение в Болгарии в конце ХVІІІ века как исповедь порабощенного болгарина. Святой Софроний великолепно владел греческим языком и перевел множество священных книг. Наряду с этим, он был прекрасным художником, художественно украшал все книги, которые написал. Рисовал природу, написал и автопортрет, портреты некоторых болгарских деятелей Возрождения. После Русско-турецкой войны 1806-1812 годов Софроний до конца жизни остался в Бухаресте. За год до кончины был написан его портрет маслом. Художник неизвестен, но произведение датировано 1812 годом. Это единственный сохранившийся оригинальный портрет, и, к нашей гордости, он находится в Национальном церковно-историческом музее. Картина поступила в музей в 1929 году. Этот же портрет напечатан и в букварях болгарских первоклассников».

http://bnr.bg/ru/post/100119217/sofronii-vrachanskii-odin-iz-velichaishih-deyatelei-bolgarskogo-vozrojdeniya

https://drevo-info.ru/articles/9595.html

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_14093/

Софроний Врачанский. Жизнеописание. Издание подготовили Н.М.Дылевский, А.Н.Робинсон
Издательство «Наука» Ленинградское отделение Ленинград 1976.