BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Со старым Новым годом!

В ночь с 13 на 14 января россияне традиционно отмечают старый Новый год. Неофициальный праздник, но любимый в народе обычай возник почти столетие назад, когда страна перешла с юлианского календаря на григорианский.

Новый календарь был принят декретом Совета Народных Комиссаров 24 января 1918 года «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Документом было установлено считать первым днём после 31 января 14 февраля. Таким образом, при переходе на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года: 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по старому стилю, а 14 января по новому стилю является 1 января по юлианскому календарю.

Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло. Постановлением Всероссийского Поместного Собора (1917‑1918) Русская православная церковь не перешла в своём обиходе на григорианский календарь.

Рождество Христово должно предшествовать Новому году. Современный же Новый год выпадает на Рождественский пост, предваряющий праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю), после которого через шесть дней наступает Новый год, который приходится по григорианскому календарю на 14 января и поэтому получил название старого Нового года. Так и возник исторический феномен, непонятный большинству иностранцев.

Однако старый Новый год отмечают в Сербии и Черногории, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю. Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу папы Григория XIII и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. Новый год по старому стилю отмечают и в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании.

А для нас старый Новый год — ещё одна возможность «допразновать» традиционный Новый год. В 2017 году он удачно выпадает на субботу, что автоматически означает полноценный выходной день для большинства россиян.

Москвичей и гостей столицы на старый Новый год ожидают праздничные мероприятия. Например, парк «Сокольники» приглашает отпраздновать старый Новый год на Фонтанной площади. Посетителей ждут игры, символизирующие год Петуха: «Петушиные бои» и «Куриный тир»; конкурсы и розыгрыши, которые проведёт ведущий в костюме Деда Мороза. Запланирована и концертная программа: задорные композиции исполнят Елена Дружнова, Алексей Аппин и Юрий Пашалы. Кроме того, всех желающих научат расписывать имбирные пряники. Начало праздника в 12:00, концерт состоится с 15:00 до 17:00.

14 января православные верующие празднуют Обрезание Господне. Свидетельства о праздновании Обрезания в Восточной церкви восходят к IV веку: на восьмой день после своего Рождества Божественный Младенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17:11-14), и при совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус (Спаситель), возвещённое архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии (Лк. 2:21).

По толкованию отцов церкви, так Господь явил пример, как следует исполнять божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить». Мф. 5:17): Он принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не усомнился, что Он был истинным Человеком, а не носителем «призрачной плоти», как учили некоторые еретики.

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся, а праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнём с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

В православной церкви этот праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Праздновать его память церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днём Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

В старину этот день носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днём были связаны представления о так называемой магии первого дня. Неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения в этот день обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всём. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение, если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдёт счастливо.

В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным — это предвещало прибыль в новом году.

Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Ели всё самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу. Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельник), кесаретский поросёнок или какие-либо блюда из свинины.

http://www.stoletie.ru/print.php?ID=422681