BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Болгарка в передаче «Поле Чудес»

В передаче Поле Чудес 17 марта 2017 года приняла участие Ирина Афанасьевна Узун из села Дельжилер Одесской области. Выиграть ей, к сожалению, не получилось, зато зрители были приятно впечатлены исполнение песни про родное село.

Из истории села Дельжилер.

На территории села Дельжилер найдены четыре поселения: два – эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.) и два – первых веков нашей эры.До 1806-1812гг. переселенцы из-за Дуная — болгары и другие национальности переселялись в северную часть Бесарабии, на земли молдавских княжеств, и там образовывали свои колонии. В Хатарничанском цануте было образовано 4 селения.

В мае 1814 г. из села Кухурлуй Хатарничанского цанута поднялось 64 семьи болгар, взяв из своего имущества, что могли погрузить на свои подводы, и поселились в Бессарабской области в селении Татарбунары. Однако они долго не могли задерживаться там, потому что Татарбунары были административно-торговым центром, жители которого не пользовались льготами, предусмотренными для жителей болгарских колоний. Например, болгарские переселенцы, которые осваивали плодородный чернозем Буджакской степи, получали по 60 десятин земли на семью, освобождались от уплаты налогов, воинской повинности, получали от государства помощь деньгами и натурой. Поэтому болгары искали себе место для постоянного проживания за пределами админцентра. Западнее Татарбунар находились развалины трех татарских селений на стыке трех балок. Место их слияния – центр села. Все три хутора – Деведжи, Махале и Хаджилере были расположены по берегам этих балок.Часть семей болгар-переселенцев переселились в хутора Хаджилер, Махале и Деведжи, т.е. на земли сегодняшней Дмитровки (Дельжилер), остальная часть – в Трапоклу (Траповка) и Эскиполос (Глубокое).

К весне 1822 года болгары, проживавшие в Татарбунарах, окончательно переселились на отведенные им хутора. Там и было основано село Делжилер.

Прибывшие переселенцы из болгарского села Делжилер, в количестве 96 семей, были расквартированы на хуторах, где им было отведено постоянное место жительства, и в близлежащих селах (временно) Бакчалия и Чешма.

Со временем три хутора( Хаджилер, Махале и Деведжи) были объединены в одно село с прямыми улицами, с аккуратно благоустроенными дворами. В течение 1829-1830 годов все переселенцы из близлежащих сел перешли на постоянное место жительства. Так как большинство из них были выходцами из села Делжилер, то они и дали ему старое название «Делжилер». В настоящее время в Болгарии это село носит название Полски Градец , община Раднево, Старо-Загорской области.

В 1831-1833гг. в Буджаке была сильная засуха, некоторые районы не смогли собрать даже часть посеянного зерна. В новых селениях практически не было запасов зерна. Государство мало помогало переселенцам, и они стали покидать Буджак, выезжая в Болгарию, Валахию. В таких жестких условиях могли выжить только те, которые раньше обзавелись хозяйством, или прибыли с хорошим состоянием. За эти годы вновь прибывших было более семи тысяч. Три тысячи семей покинули Буджак. Население Делжилер к 1835 году уменьшилось более чем наполовину. Начиная с 1835-1837 гг. население Буджака стабилизировалось. Начался его рост за счет природного прироста. В 1837 г. в Делжилерах числилось 87 семей, а в 1843 — 157. Переселенцы обзавелись скотом, увеличился размер обрабатываемой земли, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур. Согласно отзывам современников, задунайские переселенцы превратили некогда дикую степь Буджака в цветущий сад, а пепелища татарских хуторов — в ухоженные села.

Делжилерцы выращивали зерновые и овощные культуры, разводили скот, сажали и обрабатывали большое количество виноградников. Болгары Буджакской степи были большими мастерами по выращиванию тутового шелкопряда. Вместе с земледелием болгарские переселенцы занимались ремеслом. Все ремесла по своему значению необходимы селу, но главным и первостепенным из них являлось изготовление муки (в Делжилере в конце XIX ст. — начале XX ст.. насчитывалось до 10 ветряных мельниц). Женщины были большими мастерицами по выпечке хлеба и хлебных изделий, тканию ковров, пошиву одежды. В селе имелось несколько смешанных лавок, где продавались промышленные и продовольственные товары. Владельцами этих лавок были: Кичук Антон, Ефримидис Федор. Последний был единственным мастером по изготовлению молотильных досок (дикани). От этого ремесла он стал крупным землевладельцем и обладателем большого капитала; первым в селе приобрел легковой автомобиль в тридцатых годах ХХ века.

Были и винные погреба, держателями которых были Антов Константин, Мисержи Иван, Димитров Антон, Даниско Федор, Миду Дмитрий, Райчев Прокопий. В селе также работала церковно-приходская школа, где преподавание предметов велось на болгарском языке. Обширные земельные просторы и огромное трудолюбие вдохновляли жителей села на создание для себя благоприятных условий проживания. Так появилась конкуренция между родами и дворами, а в пятидесятых годах и крупные земледельцы, как, например, Желю Тодоров. ХХ век Земельные наделы, которые входили в общие земли, через каждые 5 лет перераспределялись между общинниками. Никто не имел права продавать общинные земли. Получивший надел, должен был сам трудиться на нем. Земля была разбита на 4 раздела (клины). Такой способ владения землей продолжился до 1906 года. По Указу от 9 октября 1906 года община была запрещена, а вся общинная земля в количестве 7437 десятин была разделена между жителями села. Каждое село самостоятельно принимало решение о количестве наделов на душу населения. Делжилерцы решили выдавать мужчинам по 3 десятины, а женщинам по 1,5 десятины земли. Но те люди, которые соглашались взять земли за 10-15 км от села, получали больше десятин, при условии, что они переселятся ближе к своим наделам. Так, в 1910 году появилось два хутора: Кундук(по названию реки) и Кирган. Кундук сейчас носит название Ново-Алексеевка. Поскольку, согласно Указу, земля давалась на вечное пользование с правом продажи и покупки, многие семьи, которые не владели рабочим скотом, продавали свои наделы, и уже в 1910 г. в Делжилерах появились крупные землевладельцы, которые имели от 33 до 90 десятин земли. Жители села, оставшиеся без земли, вынуждены были идти в наймы или в местные имущие, или в соседние немецкие колонии Огнецвель и Плоцкое. В 1917 году на территории Бессарабии была установлена Советская власть, но просуществовала недолго. В 1924 году многие жители села принимали участие в Татарбунарском восстании. В октябре 1928 г. Бессарабия перешла в состав королевской Румынии, которая первой вступила в боевые действия с Советским Союзом. В Делжилерах была примария, был создан жандармский пост. В школе преподавание предметов велось на румынском языке, в публичных местах было запрещено говорить на каком — либо языке, кроме румынского, уничтожались все болгарские книги, даже Библия. Жандарм мог за непокорность побить селянина и даже убить. Этот период в памяти людей остался как период страданий и национальной дискриминации.

Согласно ультиматуму СССР к Румынии, Бессарабия была возвращена СССР, и 28 июня 1940 года в Делжилерах была установлена советская власть.

В 1945 году село было переименовано в с. Дмитровка. Свесны 1946 года в селе началась всеобщая коллективизация, которая проходила в основном принудительно. В результате того, что было конфисковано все зерно у селян, и то, что в 1946г. был неурожай, в селе начался страшный голод. Из 4000 жителей села в живых осталось около 2500 человек. Исчез с карты Бессарабии Кирган, часть населения которого умерла, а остальные — переселились назад в Дмитровку в надежде выжить. В эти годы больше всего погибло детей, женщин и пожилых людей, потому что большинство мужского населения работоспособного возраста было мобилизовано советской властью в 1944-1945 гг. на «трудовой фронт» (Урал, Донбасс, Днепропетровск) и до того времени не вернулись. В 2016 году село Дмитровка было переименовано в Дельжилер.

Из истории местности Буджак.

Этимология названия региона восходит к турецкому слову bucak («угол») — так называлась степная территория, лежавшая между турецкими крепостями Измаил, Бендеры и Аккерманская крепость (ныне Белгород-Днестровский). Альтернативное наименование региона — Аккерманщина восходит к турецкой кальке славянского названия крупнейшего города региона — Белгород-Днестровский (то есть белая крепость), который в 1484 году оккупировала Османская империя. На рубеже XV—XVI веков регион захватывают ногайцы («буджакские татары»), в дальнейшем основавшие Буджацкую орду (Аккерманская/Белгородская орда), которая находилась в подчинении Крымского ханства и турецкого султана и постоянно совершала набеги на территорию Молдавского княжества, а также территории, подконтрольные запорожским казакам и другие части Украины. Гийо́м ле Вассе́р де Бопла́н говорил, что татарские отряды численностью 4 или 5 тысяч человек совершали вылазки на территории Украины и Подолии, где грабили христиан и забирали их для продажи в рабство, что составляло основной их источник дохода. Дунайские татары, ныне живущие в Добрудже (Румыния), их потомки.

В VII—X веках Буджак (тогда по-славянски его называли Оглос или же Онглос) находился в сфере влияния Болгарского ханства и Первого Болгарского царства, а в XII—XIV веках — Второго Болгарского царства (под греческим именем Параталассия; греч. Παραθαλασσια — дословно «приморье»). В Буджаке вообще господствовали кочевники, кроме коротких промежутков в конце I тысячелетия, когда его заселили болгары (вытесненные около 1000 года печенегами). Начиная с середины XIV века Буджак входил в состав Молдавского княжества, после упадка Золотой орды.

В конце XIII века были основаны первые колонии генуэзцев на низовьях Днестра, и снова оживилась торговля. В XIII—XIV веках Золотой ордой была возведена Белгород-Днестровская крепость (изначально — Ак-Либо). В середине XIV века приморская Бессарабия вошла в состав Молдавского княжества; тогда же территория, опустошённая татарскими нашествиями, была заселена молдаванами, которые и составили основную часть населения страны. 5 августа 1484 года молдавский гарнизон Белгород-Днестровской крепости, после длительной осады был вынужден капитулировать перед османскими войсками, крепость переименована в Аккерман.

В 1503 году Турция присоединила южную Бессарабию (Буджак), где были построены крепости Бендеры и Измаил. Аккерман и Килия с округой стали турецкими административными единицами — райя. В 1538 году новая райя была образована на отторгнутой у Молдавии бессарабской территории с центром в Бендерах — Тигина. В Буджаке поселяются ногайцы, создавшие в начале XVII века аморфное квазигосударственное образование — Буджакскую орду, подчинявшуюся Крымскому ханству. Столицей Буджакской орды был г. Каушаны, где располагалась резиденция султана (правителя) орды, назначавшегося из числа Крымского ханского дома Гиреев. Буджак входил в состав Османской империи до Русско-турецкой войны 1806—1812 гг., в 1812 году был присоединен к России, по итогам Бухарестского мира. В Российской империи название Буджак использовалось для описания южной степной части Бессарабской губернии, в свою очередь входившей в более обширный историко-этнографический регион Новороссия.

Буджакские татары, сформировавшиеся на территории Буджака в результате смешения нескольких кочевых тюркских племён, главными из которых были ногайцы, покинули эти земли в начале Русско-турецкой войны 1806—1812 гг., пересилившись за Дунай, в турецкие владения. Их место заняли православные переселенцы из Болгарии (болгары, гагаузы, арнауты), а также других областей Российской империи (русские, украинцы), которые и создали русскоязычный характер этой области, сохраняющийся до наших дней. Молдавское население стало преобладающим в поселениях вдоль реки Прут от Кагула на севере до Рени на юге.

После Крымской войны по Парижскому мирному договору 1856 г. часть Буджака была уступлена Россией Молдавскому княжеству. В 1878 г. по Берлинскому трактату Россия вернула себе эти земли, включив в состав Бессарабской губернии. В 1918—1940 годы Буджак входил в состав Румынии, был присоединен к СССР в 1940 г., северная его часть вошла в состав Молдавской ССР, южная — в Украинскую ССР.