BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Константинопольская конференция 1876-1877г.г.

Константинопольская конференция — конференция великих держав (Великобритания, Россия, Франция, Германия, Австро-Венгрия и Италия), проведенная в Стамбуле (Константинополe) с 23 декабря 1876 по 20 января 1877 года.


Стоят: граф де Муи (секретарь), барон Генрих фон Каличе, лорд Солсбери, граф Жан-Батист де Шодорди. Сидят: граф Луиджи Корти, граф Франсуа де Бурган, сэр Генри Елиот, граф Николай Игнатьев, барон Карл фон Вертер, граф Ференц Зичи.

После начала боснийско-герцеговинского восстания в 1875 году, и болгарского Апрельского восстания 1876 года, великие державы одобрили проект политических реформ как в Боснии, так и в тех территориях Османской империи, где большинство населения составляли болгары. Отвергнув предложенного великими державами мирного разрешения Восточного вопроса, Турция тем самым лишилась политической и военной поддержки Запада в последующей русско-турецкой войне 1877—1878 годов, в отличие от предыдущей Крымской войны.

Причины конференции

Причиной для проведения Константинопольской конференции стали восстание в Боснии и Герцеговине начавшиеся в 1875 году, Апрельское восстание в Болгарии, и последующая война между Сербией и Черногорией с одной стороны и Османской империей с другой. В конце октября и в начале ноября 1876 года в разговорах между английским послом лордом Лофтусом, Горчаковым и царём Александром II в Ливадии была выдвинута мысль о созыве международной конференции. Подготовка России к войне вынудила британского премьер-министра Дизраэли согласиться на созыв конференции послов в столице Османской империи.

Чтобы избежать слишком резкого различия во взглядах и раздора в присутствии турецких уполномоченных, представители великих держав, по настоянию России, решили вступить в предварительное соглашение между собой, для чего первоначально (с 30 ноября по 10 декабря 1876 года) маркиз Солсбери и граф Игнатьев провели двухсторонние переговоры о политической структуре болгарских земель и Боснии и Герцеговины, а затем было проведено 9 предварительных совещаний без представителей Османской империи, происходивших с 11 по 22 декабря в доме русского посольства, под председательством графа Н. П. Игнатьева.

Проект территориальных изменений на Западных Балканах

В ходе предварительного совещания послы великих держав выработали общий проект для решения проблем на Западных Балканах и для установления мира между Сербией и Черногорией и Османской империи. Проект предусматривал создание автономной области Боснии и Герцеговины с единым верховным управлением. Сербия получала земли, занятые Турцией во время войны 1876 года, а также Малый Зворник, предмет многолетнего спора между турками и сербами, а к Черногории присоединялись большая часть восставших герцеговинских округов (Зубцы, Баньяны, Пивы, Дробняки, Шаранцы, Колашина), с укрепленным городом Никшичем и и входившие в состав Албании земли Кучей-Дрекаловичей, Кучей-Краины, Васоевичей и Мало и Велико Брдо, с крепостями Спуж и Жабляк. В виду доставления черногорцам доступа к морю, плавание по реке Бояне должно было быть объявлено свободным и турецкие крепости на Скадарском озере разрушены.

Проект территориальных изменений Болгарии

Участники конференции предложили различные решения.

Русский проект, разработанный князем Алексеем Церетели и американским консулом Евгением Шулером, обеспечивал единую болгарскую автономную область, включавшую Дунайский вилайет, Софийский санджак, Пловдивский и Сливенский санджаки из Адрианопольского вилайета и населенной болгарами части Македонии.

Против него, однако, возразили представители других великих держав, особенно австрийский министр иностранных дел граф Андраши и британский представитель маркиз Солсбери. Таким образом, в окончательный проект конференции было внесено английское предложение разделить Болгарию по вертикали на две автономных области — Восточную, с центром в Тырново и западную — с центром в Софии. На заседании 8 января 1877 года маркиз Солсбери заявил, что «в границы этих двух провинций, образующих Болгарию, не вводятся области, в которых не преобладает болгарское население или области, на которых не осуществлялись зверства прошлым летом».

Болгарская Восточная автономная область должна была всключать в себя Тырновский, Русенский, Тульчанский, Варненский, Сливенский, Пловдивский (за исключением каза Султанери и Ахечелеби в Родопских горах) санджаки и Керклисийский (Лозенградский), Мустафапашовский (Свиленградский) и Казелагачкий (Елховский) каза из Адрианопольского санджака.

Западная область должна была всключать в себя Софийский, Видинский, Нишский, Скопский, Битолский санджаки, часть Серского санджака и Струмишский, Велешский, Тиквешский и Костурский каза.

Таким образом, болгарские области отсекались от Эгейского моря и за их пределами оставались Воденско, Кукушко и Дойранско, Западная Фракия, большая часть Восточной Фракии и Родопии.

Аргумент, который британские чиновники Солсбери и Эллиот привели для вертикального разделения болгарских земель, заключался в том, что в Восточной провинции живут в основном турки и греки, и она требует отдельного управления. На самом деле их целью являлось не дать укрепиться позиции России и через смешанную Восточную провинцию перекрыть ей дорогу в Константинополь и к проливам.

Политическое устройство болгарских областей

Генерал-губернаторы обеих областей назначаются Портой с согласия великих держав на 5—летний срок. (Отклонен русский проект, предусматривающий единого управляющего болгарскими провинциями, который должен избираться местным населением). Правители могут быть турецкими или иностранными подданными, но должны быть христианами.
Каждая область будет иметь законодательный орган — собрание, избираемое всеми жителями области старше 25 лет, имеющими определенный имущественный ценз.
Областное собрание избирает административную комиссию (правительство) с губернатором сроком на четыре года.
Области оставляют 70 % своих доходов на свои нужды.
Местная милиция создается из христиан и мусульман, но в крепостях и городах остаются части регулярные турецкой армии.
Черкесы выселяются из обеих областей.
Основной административной единицей становится кантон с 5 до 10 тысяч человек населения распределенных в соответствии с их религией (христианской или мусульманской). Несколько кантонов формируют санджак, который управляется мютесарифом (христианской или мусульманской веры, в зависимости от преобладающего населения санджака), который назначается Портой.
Создается Международный наблюдательный комитет для контроля в течение одного года за исполнением этих соглашений в распоряжении которого должен был состоять 4000-й конвойный отряд из бельгийцев или итальянцев.

Историческое значение

21 декабря подготовленный Конференцией план был передан Порте. Тем временем султан Абдул-Хамид II назначил великим визирем сторонника младотурецкой партии и конституционного правления Мидхата-пашу. На официальном открытии конференции 23 декабря 1876 года Сафет-паша провозгласил «великий акт изменения в 600-летнюю форму правления империи. Его Величество султан осчастливил империю конституцией». С учётом сказанного Турцией изначально было заявлено, что конференция излишня, поскольку конституция провозглашает равенство религиозных меньшинств в империи.

Великие державы отклонили турецкие предложения по ненужности конференции в связи с предлагаемыми реформами. На следующем пленарном заседании Турция представила возражения и встречные предложения, которые также были отклонены великими державами, а попытки преодолеть разногласия остались безуспешными. 18 января 1877 года Великий визирь Мидхат-паша заявил окончательный отказ Турции признать решения конференции. Державы—участники конференции отозвали своих послов из Константинополя.

Пик Цариград (Tsarigrad Peak) на острове Бородино (Южные Шетландские острова) был назван Болгарией в честь Константинопольской конференции.

После провала Константинопольской конференции русское правительство решило предпринять ещё одну попытку к мирному урегулированию сложившейся ситуации. В феврале 1877 года между русским послом в Лондоне Петром Шуваловым и лордом Дерби начались переговоры, которые закончились составлением протокола, рекомендовавшего Порте принять реформы, урезанные даже по сравнению с последними (сокращёнными) предложениями Константинопольской конференции. С целью поддержки протокола в объезд европейских столиц был отправлен Н. П. Игнатьев.

Австрия-Венгрия безоговорочно присоединилась к предложенному Россией проекту протокола. Бисмарк также одобрил предложение России, но заявил, что считает дипломатическое воздействие на Турцию совершенно не эффективным. Он был заинтересован в надвигающейся русско-турецкой войне, рассчитывая использовать занятость России на Востоке, для того чтобы обеспечить себе свободу действий по отношению к Франции.

Министр иностранных дел Франции Деказ внёс несколько поправок к проекту, считая его слишком резким. Франция наименее других была заинтересованна в военном исходе конфликта, так как рисковала в этом случае остаться один на один с Германией.

Английское правительство заявило о готовности принять протокол после демобилизации русской армии. Игнатьев предложил снять с обсуждения вопрос о демобилизации русской и турецкой армий, заявив, что русское правительство готово вести переговоры о демобилизации непосредственно с Турцией. Премьер-министр Великобритании Биконсфильд сообщил, что демобилизация русской армии является обязательным условием для принятия протокола. В результате переговоров был принят компромисс, предложенный Австрией, который заключался в том, что Россия должна будет немедленно приступить к демобилизации армии, «как только явится уверенность в том, что турецкое правительство подчинится советам Европы».

19 (31) марта 1877 года протокол, подтверждающий решения Константинопольской конференции, был подписан. К нему были приложены две декларации, первая из которых говорила о том, что если Турция приступит к демобилизация и реформам, то Россия начнёт переговоры о разоружении, а во второй заявлялось, что если соглашение о взаимном разоружении не будет достигнуто, то протокол будет считаться утратившим силу.

29 марта (10 апреля) 1877 года Османская империя отклонила протокол как вмешательство в свои внутренние дела. Отказ Порты принять протокол стал поводом для начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов