BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

140 лет картине Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года


Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898): Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года. 1885.

Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич 1 [13] апреля 1837, Нижний Новгород — 21 апреля [3 мая] 1898, Санкт-Петербург) — русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

Дмитриев — жанровый и батальный живописец, прибавивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, эпитет: «Оренбургский». Родился в 1838 году, воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии и по переезду своих родных в Санкт-Петербург готовился к поступлению в юнкеры; но в это время, по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской Академии художеств.

Числился в ней учеником Ф. И. Бруни и получил от неё, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 году удостоен малой золотой медали, за написанную по программе картину: «Олимпийские игры». В следовавшие за тем два года исполнил картины: «Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но ни за ту, ни за другую не получил искомой награды.

В 1863 году выступил было снова конкурентом на большую золотую медаль, но, вместе с двенадцатью другими молодыми художниками отказался от исполнения предложенной им программы и, выйдя из Академии со званием художника второй степени, участвовал в учреждении Санкт-Петербургской артели художников, членом которой после того состоял до 1871 года.

В 1868 году картина «Утопленник в деревне» (находится в Государственном Русском музее) доставила ему звание академика. В 1869 году он сопровождал великого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков[2].

В 1871 году Дмитриев отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного «Общества русских художников», выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий.

В Париже произошел переход его от жанровой к батальной живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. За две из них («Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоэшты») Академия присудила ему профессорское звание. Дабы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, он возвратился в 1885 году на постоянное жительство в Санкт-Петербург.

Из жанровых произведений художника, кроме вышеупомянутой картины «Утопленник», лучшими могут считаться: «Две минуты остановки» (1878) и «Пожар в деревне» (1885, Государственный Русский музей). Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды Русско-Турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце[3]. Умер в 1898 году в Санкт-Петербурге.


Русско-турецкая война 1877-1878 годов в живописи

Попалась очень годная подборка картин посвященных русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Несмотря на то, что всех сливок с победы над Турцией России снять не дали, с военной точки зрения разгром Турции был сокрушительным, что для русско-турецких войн было обычным делом. Никак у Турции с нами не складывалось.
Это по-большому счету была последняя крупная война выигранная Российской Империй (экспедиция в Китай и возня в Средней Азии не в счет), результатами которой можно и должно гордится. Подвиги солдат и офицеров, которые зачастую ценой своей жизни несли освобождение балканским народам, нашли должное отражение в отечественной батальной  живописи.


А.Д. Кившенко (1851-1895) — Взятие Горного Дубняка (Горни Дыбник) в Болгарии. 1877


А.Д. Кившенко (1851-1895) — Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894


А.Д. Кившенко (1851-1895) — Эпизод из Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов


А.Н. Попов (1858-1917) Защита Орлиного Гнезда орловцами и брянцами 12 августа 1877 года. 1893


В.В. Верещагин (1842-1904) — Перед атакой. Под Плевной (Плевен). 1877-1878.


В.В. Верещагин (1842-1904) — Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1890-е


В.Д. Поленов (1844-1927) — Зима в Болгарии. 1878


В.Д. Поленов (1844-1927) — Кухня атаманского полка в селе Брестовец. 1877


В.Д. Поленов (1844-1927) — Убитый солдат (близ села Мечка, ныне Обориште). 1883


И.Е. Репин (1844-1930) — Вернулся. 1877


Л.Ф. Лагорио (1827-1905) — Взятие Ловчи (Ловеч) 22 августа 1877 года. 1891


Н.Д. Дмитриев-Оренбургский (1837-1898) — Атака зеленых гор. 1880-е


Н.Д. Дмитриев-Оренбургский (1837-1898) — Переправа русских войск через Дунай у Зимницы (Земен) 15 июня 1877 года


П.О. Ковалевский (1843-1903) — Перевязочный пункт у деревни Иван-Чифлик. 1878


П.О. Ковалевский (1843-1903) — Сражение при реке Лом 12 октября 1877 года (Дело у деревни Иван-Чифлик). 1887


П.О. Ковалевский (1843-1903) — Штаб 12 корпуса в Болгарии. 1878

Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Сцены турецкой войны

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 01

Стрелецкий бунт

Академик и профессор батальной живописи, знаменитый русский жанровый и батальный живописи девятнадцатого века.

Он писал батальные сцены так, что даже военные были потрясены и поражены точностью в деталях, эмоциях, передаче драматизма битвы. Вот только сам художник никогда не был участником тех событиях, о которых писал свои картины.

Биография художника Николая Дмитриева-Оренбургского

Николай Дмитриев родился в 1837 году, в семье помещика Дмитрия Дмитриева, в Оренбургской губернии. Детство мальчика прошло в родительском доме, потом была губернская гимназия в Уфе. После окончания гимназии родители повезли молодого человека в Санкт-Петербург и начали готовить сына к поступлению в юнкерское училище.

В это время в Петербурге проживал известный русский художник Василий Шебуев, который был не только большим художником, но и академиком, заслуженным ректором Императорской Академии художеств. Кем были Шебуеву родители Николая и каким образом академик увидел работы будущего известного русского художника-баталиста – история таких сведений не сохранила. Однако, достоверно известно, что именно Василий Козьмич Шебуев настоятельно посоветовал чете Дмитриевых «в виду обнаружившегося таланта» определить сына в Императорскую Академию художеств.

Так Николай Дмитриевич попал в академию, в класс академика Фёдора Бруни.

Учёба, изначально, давалась будущему художнику легко – он быстро получил четыре малых и одну большую серебряные медали, а в 1860 – малую золотую медаль за программную картину «Олимпийские игры».

Окрыленный успехом Николай Дмитриевич задумал написать два больших полотна: «Стрелецкий бунт» и «Софья Витовна на свадьбе Великого князя Василия Тёмного». Художник рассчитывал получить за эти картины получить Большую золотую медаль и успешно закончить академию.

Однако, «человек предполагает, а бог располагает». Академики решили картины молодого художника не награждать, а Николай Дмитриевич собрал волю в кулак, справился с уязвленным самолюбием и начал писать ещё одну картину.

Но тут случился знаменитый «бунт 14-ти» под руководством Ивана Крамского и Николай Дмитриев-Оренбургский примкнул к «бунтовщикам», и был выпущен из академии со званием классного художника II степени на вольные хлеба.

Николай Дмитриевич принял самое активное участие в создании Санкт-Петербургской артели художников (в которой состоял до 1871 года), начал интересоваться жизнью простого народа и даже «пошёл в народ», для изучения крестьянского быта.

Так появился целый ряд жанровых полотен со сценами крестьянской жизни. А ещё художник трудился (ради хлеба насущного) в качестве иллюстратора. И писал портреты на заказ.

В 1868 году Дмитриев-Оренбургский представил на академическую выставку свою картину «Утопленник в деревне». За эту картину художник II степени Дмитриев получил звание академика. Кстати, именно тогда Николай Дмитриев превратился в Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. Новоиспеченный добавил к своей фамилии эпитет «Оренбургский», чтобы его не путали с другими художниками Дмитриевыми.

Годом спустя художник был приглашен в свиту великого князя Николая Николаевича Старшего для увековечивания княжеского путешествия по Кавказу, Воронежской и Харьковской губерниям.

Из путешествия Дмитриев-Оренбургский привез целый альбом карандашных рисунков и 1871 году был отправлен за казенный счет, на три года, в заграничную командировку по Европе, для изучения европейской живописи.

Художник живет и работает в Дюссельдорфе, а по окончании срока командировки едет не в Россию, а в Париж.

Следующие десять лет своей жизни Николай Дмитриевич живёт и работает в Париже, активно участвует в создании «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников», ежегодно выставляет свои работы на Парижском салоне и лишь иногда, изредка, отправляет свои картины в далёкий Петербург.

Большая часть «парижских» работ Дмитриева-Оренбургского была в Париже и реализована, «растворилась» в частных коллекциях, а потому информации о картинах этого периода просто нет (и не известно, сохранились ли картины). Интересно то, что по воспоминаниям современников в Париже Николай Дмитриевич, в большей части, писал жанровые картины русского крестьянского быта.

И именно в Париже Дмитриев-Оренбургский вдруг увлекся батальной живописью.

В 1877 году русская армия выступила в Балканский поход против Турции, имел место быть невероятный всплеск патриотизма, просвещенная Европа сочувствовала русским. Вот и Николай Дмитриевич решил попробовать себя, как художник-баталист.

Уже после окончания военной компании художник приехал в Петербург и сумел, использую своё знакомство с Великим князем Николаем Николаевичем Старшим, показать свои эскизы императору.

А император заказа художнику несколько батальных полотен о уже закончившейся войне.

Дмитриев-Оренбургский вернулся в Париж и попытался писать ту войну во французской столице…

В 1885 году художник вынужден вернуться в русскую столицу: пришлось изучать документы, общаться с участника битв, выехать в Болгарию на места боев. Девять лет ушло на изучение «материала», наброски, эскизы…

И вот через 9 лет батальные картины Николая Дмитриева-Оренбургского начали появляться на выставках. И с большим успехом. Даже скупой на похвалы В.В. Верещагин отозвался очень тепло о работах «нового» баталиста.

Николай Дмитриев-Оренбургский становится профессором живописи, целая серия его картин выставляется в Помпеевской галерее Зимнего дворца, огромное количество репродукций батальных полотен художника появляется в журналах, красочных открытках.

Впрочем, нашлись и критики. Но очень скромные.

Художник писал батальные полотна, периодически вспоминал о своём народничестве и писал жанровые картины о деревенской жизни, увлекся историческим рисунком.

Умер Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский в Санкт-Петербурге, в 1898 году.

Картины художника Дмитриева-Оренбургского

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 02

Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 03

Воскресенье в деревне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 04

Пожар в деревне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 05

На пашне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 06

Утопленник в деревне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 07

Деревенская сценка

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 08

Штыковой бой полков русской гвардии с турецкой пехотой на Систовских высотах 14 июня 1877 года

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 09

Артиллерийский бой под Плевной

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 10

Захват Гривицкого редута под Плевной

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 11

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 12

Последний бой под Плевной

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 13

Сдача крепости Никополь

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 14

Представление Османа-паши императору Александру II

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 15

Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 16

Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев на коне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 17

Портрет русского солдата добровольца

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 18

Портрет императора Александра III

http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-nikolaj-dmitriev-orenburgskij-sceny-tureckoj-vojny.html