BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Великий художник и гражданин: что оставил после себя Илья Глазунов

Печальная новость – 9 июля под утро на 88-м году жизни скончался Илья Сергеевич Глазунов, Народный художник СССР, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Блокадник, чудом выживший в голод, под немецко-фашистскими бомбежками. В 11 лет в осажденном Ленинграде потерял родителей.

Великий талант. Создатель многих исторических полотен, возродивший в наших представлениях мощные образы русской культуры. Свою цель он видел в воспитании бескорыстной и преданной Отечеству национальной элиты. Именно для этого он собрал уникальную коллекцию, построив для нее в центре Москвы на Волхонке Музей русских сословий.

Глубокие соболезнования родным и близким Ильи Глазунова выразил Владимир Путин. Их связывали давние дружеские отношения.

Автор: Алексей Денисов

Это служебный вход галереи Народного художника СССР Илья Глазунова. Последний раз Илья Сергеевич заходил в эти двери чуть больше месяца назад. Сегодня здесь выставлено около 700 полотен, но это лишь малая часть того, что было создано Ильей Глазуновым более чем за полвека его творческой жизни.

Илья Глазунов умер сегодня в шесть часов утра. Ему было 87 лет. Он ушел как православный человек. Причастился, был со всеми внуками, держал внука Федора за руку. Был рядом с детьми, смотрел в окно. Было очень холодно серое небо. Ему, наверное, было очень трудно уже говорить, но он говорил: «Россия. Красиво», — рассказал сын художника Иван Глазунов.

Илья Глазунов буквально ворвался в советское искусство в конце 50-х годов прошлого века. Для страны, где тогда безраздельно господствовал социалистический реализм, искусство молодого ленинградского художника, проникнутое искренней любовью к России и болью за ее судьбу, казалось настоящим чудом.

Илья Сергеевич очень любил слова одного иностранного журналиста, который однажды назвал его послом русского народа в СССР. Почти каждая картина Глазунова, посвященная русской истории, вызывала в советское время эффект разорвавшейся бомбы.

Разрушенные храмы, вымирающая русская деревня, преданные забвенью герои отечественной истории — эти темы до Глазунова в отечественном искусстве не отваживался поднимать ни один художник.

«Я помню, мы получали западные журналы, и там регулярно сообщалось о картинах Глазунова, которые не разрешали здесь выставлять. Среди всех знаменитых людей, которых я знал и знаю, Илья Сергеевич выделялся как гигантский и мощный остров. Он любил Россию до умопомрачения, большей любви в его жизни не было», — говорит Виталий Третьяков, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ.

Многие картины Глазунова, посвященные трагическим событиям XX века, неоднократно снимались с выставок и не выставлялись годами. Его дипломная работа про отступление Красной Армии летом 1941 года была уничтожена как антисоветская. А картина «Мистерия XX века», написанная в конце 70-х, едва не стоила ему свободы. После отказа художника убрать с картины Солженицына и заменить его Брежневым министр внутренних дел СССР даже угрожал ему лагерем и высылкой из страны.

«Он мне говорит: «Вы что, не будете менять или снимать свою картину? Тогда ваша выставка не откроется». Я говорю: «Нет, я ничего не буду менять. Если ее нельзя показать, то выставка не откроется, хоть я ждал этой выставки 7 лет». Он сказал мне: «Для таких, как вы, есть лагеря и другие способы воздействия. Значит, вы не советский человек, и мы все в вас ошибались», — рассказывал художник.

«Илья Сергеевич открывал для русских людей Россию. Неизвестную страну, в которой они жили, но практически мало что знали. Он сам для себя это открыл и спешил поделиться этим счастьем с миллионами людей. И делал это крайне талантливо», — сказал Тихон (Шевкунов), епископ Егорьевский, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Илья Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. Во время Ленинградской блокады у него на глазах умерли самые близкие и любимые люди, в том числе мать Ольга Константиновна и отец Сергей Федорович. Самого Илью, уже полуживого и умирающего, успели вывезти по Дороге жизни на большую землю.

В 80-е годы настоящим гражданским и человеческим подвигом стало возрождение в Москве Академии живописи, ваяния и зодчества. Благодаря Глазунову полуразрушенное здание Академии было полностью восстановлено и стало настоящим храмом искусства. Сегодня на нескольких факультетах здесь учится около 400 студентов со всей России.

«Я убежден, что нашим студентам необходимы поездки в Европу, в Венецию, чтобы увидеть творения Тинторетто, Боттичелли, Леонардо. Но никому не нужно иметь двойного-тройного паспорта, как многим нашим олигархам, которых мы иногда можем назвать воровской бандой. И Рахманинов, и Шаляпин, и многие другие великие русские беженцы отказывались, сохраняя до смерти священное понятие «русский паспорт». И наша Академия водрузила памятник Столыпину, который, будучи великим гражданином России и мира, не стремился иметь паспорт Люксембурга или Камбоджи», — говорил Илья Глазунов.

Одно из последних грандиозных созданий Глазунова — Музей сословий России, ставший новой экспозицией его галереи в Москве. Здесь представлены уникальные произведения искусства и предметы быта, которые Илья Сергеевич собирал всю жизнь. Некоторые иконы Глазунов буквально вытаскивал из костров во время своих поездок по России.

Виталий Третьяков: «Глазунов – отдельный утес, отдельная глыба. Историческая фигура. Его не забудут, у меня нет сомнения. Его не забудут ни в русской художественной мысли, ни в русском изобразительном искусстве, ни в русской общественной мысли»

Глазунов — основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР. Сегодня все картины, за которые в 70-е годы его собирались отправить в лагеря, можно увидеть в галерее на Волхонке. Его перу принадлежат портреты писателя Анатолия Рыбакова, Сергея Михалкова, Юрия Гагарина, Джины Лоллобриджиды, Федерико Феллини, актрисы Татьяны Самойловой, режиссера Михаила Калатозова и многих других известных людей. Илья Глазунов участвовал в реставрации Московского Кремля и Большого Кремлевского дворца.


Как художник Илья Глазунов стал национальной гордостью России.

В воскресенье, 9 июля, в Москве на 88-м году жизни скончался Илья Глазунов — художник, при жизни завоевавший официальное признание и статус национальной гордости России. Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, основатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, создатель тысяч полотен… Едва ли в нашей стране найдется живописец, чья слава сравнится с глазуновской, — помимо прочего, Илья Сергеевич первый в отечественном изобразительном искусстве научился превращать свои выставки в шоу.

Очередь на Глазунова — это была верная примета поздней советской эпохи. Обвивая двойной петлей гигантское здание московского Манежа, очередь не исчезала в холода и снегопады. Стоять к нему приходилось едва ли меньше, чем к Джоконде, в этом мощном строю жаждущих искусства можно было встретить представителей всех сословий, от студентов и старших школьников до рабочих, инженеров и учителей. А последняя выставка Ильи Глазунова в Манеже прошла три года назад. Вход был свободный. Эти события разделяла жизнь, полная борьбы и непримиримых противоречий — то с властью, то с профессиональным сообществом, мнения которого, впрочем, Илья Глазунов предпочитал не замечать.

Он родился 10 июня 1930 года в Ленинграде, в семье дочери действительного статского советника и историка, происходящего из уважаемой купеческой семьи. В блокаду потерял всех. Его самого, 12-летнего, вывезли по льду Ладожского озера. Вернувшись в Ленинград, в 1951-м будущий живописец поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (бывшую Императорскую академию художеств), в мастерскую маститого Бориса Иогансона. Первые же известные графические циклы Глазунова — «Город», «Образы России», но прежде всего иллюстрации к Достоевскому, выявившие в молодом художнике адепта академической школы, были удостоены Гран-при на международном конкурсе в Праге в 1956-м. А через год 80 его листов — небывалое событие для начинающего художника — были выставлены в Центральном Доме работников искусств в Москве.

С этого времени жизнеописание все чаще напоминает апокрифы. По воспоминаниям некоторых современников, первая выставка прославила художника. По мемуарам других, не слишком ему помогла: Глазунов был в опале после того, как в качестве диплома предложил картину «Дороги войны». На холсте он изобразил отступление советских войск в 1941 году, институтское начальство было против: «Война характерна победой, а вы смакуете отступление». Тут важна не только оценка, но то обстоятельство, что критики все чаще стали обращать внимание на то, что Глазунов изображал, а не как. Для диплома Глазунов в итоге предложил другую работу, а эту выставили в Манеже. Выставка проработала пять дней, потом ее закрыли, а картину, по одним сведениям, сразу сожгли, а по воспоминаниям Ильи Сергеевича, ее купил Музей Вооруженных Сил в Москве, где она и сгинула. Но в 1980-х автор ее восстановил.

Художник Илья Глазунов, 1983 год Описание: Москва. Художник Илья Глазунов в мастерской за работой. Валентин Мастюков/Фотохроника ТАСС Автор: Мастюков Валентин

Вошло в историю и полотно «Мистерия XX века», работа 1987 года, где Глазунов изобразил крупнейших политических лидеров и деятелей литературы и искусства ушедшего столетия. Среди героев картины оказался Солженицын, тогда запрещенный в СССР. Вот как это комментировал сам художник: «Думаю, именно из-за Александра Исаевича картину запретили к показу в СССР, а у меня начались серьезные проблемы. Вплоть до угрозы лишения советского подданства и высылки из страны в 24 часа…»

Проблемы вылились в сиюминутный запрет выставлять полотно, но трудно поверить в реальность прочих угроз, поскольку всю взрослую жизнь Ильи Глазунова у него был официальный ангел-хранитель — автор гимнов Сергей Владимирович Михалков.

Они познакомились в 1958-м. Михалков представил художника министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, из ее рук Глазунов немедленно получил квартиру и 40-метровую мастерскую. Высокое покровительство тогда обеспечивало немыслимые для других художников заграничные командировки и отменные заказы — Глазунов писал портреты советских героев и итальянских кинозвезд, ему позировали Феллини, Сикейрос, король Швеции Густав и Иосиф Кобзон.

Когда в 2015 году стало известно, что приговорен к сносу отреставрированный по проекту Глазунова 14-й корпус Кремля, художник, конечно, посетовал: «Вот что бы я действительно снес без всякого сожаления, эту уродливую стеклянную коробку, построенную при Хрущеве, именуемую Кремлевским дворцом». Однако зал, оформленный Ильей Глазуновым вместе с его сыном Иваном, есть в Большом Кремлевском дворце.

Приверженность соцреалистическому мейнстриму, православно-национальный пафос его работ и активное, если не сказать воинственное, неприятие авангарда и абстрактного искусства во всех его проявлениях, кажется, только упрочили положение Глазунова. Он не боялся прослыть ретроградом, и устремления его были вознаграждены: в 2004-м напротив ГМИИ имени А.С. Пушкина на Волхонке, открылась его, Ильи Глазунова, собственная картинная галерея. В ней и теперь всегда народ.