BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
октомври 2018
П В С Ч П С Н
« сеп.    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Иконы и их символы в болгарском искусстве

До 4 февраля в Софийской городской художественной галерее можно увидеть исследовательскую выставку «Символ и образ в современном болгарском искусстве». Экспозиция посвящена иконе и ее присутствию в светском художественном творчестве, а представленных на ней произведений – более ста.

«Тема присутствия иконы в современном искусстве или, скорее, в модерне, в светских произведениях, волнует меня около полутора лет, – рассказал куратор выставки Любен Домозетски. – Все это время я занимался поиском авторов, которые после Освобождения от османской власти начали представлять иконы – как часть интерьера, пейзажа, ритуала или как отправную точку для новых образов, например, в 20-х годах, когда они были особенно популярны в болгарском светском искусстве».

Лика Янко, „Мадонна“ и „Золотая церковь“

В экспозицию вошли произведения, которые создавались в период с 1878 года, т.е. после Освобождения Болгарии от османского владычества, до 1989 года. Насколько сильно влияние средневековых и возрожденческих творцов на авторов, писавших иконы после Освобождения?

«В отдельные периоды наблюдалось усиление интереса к средневековому искусству. Если взять некоторых наиболее ранних авторов – иностранцев, бывавших в Болгарии, то нельзя не заметить, что их интересовала старина, и они представляли ее с этнографической описательностью. Им было важно все – от мельчайшей детали на пестрых народных костюмах местного населения до самой мелочи в оформлении христианского балканского храма, включая изображения икон на стенах церквей и иконы алтарной преграды».

Данаил Дечев, „Святой Атанас“ и Стефан Баджов, „Церковный интерьер“

Любен Домозетски приводит в качестве примера одного из самых ярких творцов послеосвобожденческого периода – чеха Ивана Мрквичку, который в одной из своих картин показывает молебен с георгиевским ягненком. «Для Ивана Мрквички важна каждая деталь – от элементов народного костюма и двух свечей на голове ягненка до оформления интерьера. За спиной священника он изображает икону. Т.е. эта икона присутствует в пространстве храма и является частью целого, воссоздающего храмовый интерьер и религиозную жизнь балканских народов», – рассказал еще куратор выставки.

На выставке представлены работы еще нескольких иностранных авторов – это австрийский художник Йозеф Обербауэр и чех Йозеф Питер. В своих картинах они изобразили жизнь в старой Софии.

Борис Денев, „Интерьер – церковь“ и Яким Банчев, „У алтаря“

«Мы можем себе представить, как выглядела София в конце ХІХ века, сразу после Освобождения. Современных зданий было совсем мало, улицы не асфальтированные, грязные. Здания одноэтажные, низкие, приземистые. И среди них виднеются старинные здания разных периодов – мечети, церкви, кафедральный храм Св. Софии, ротонда Св. Георгия. Иностранные художники впечатлены этой балканской реальностью, которая весьма отличалась от того, к чему они привыкли».

В экспозиции «Символ и образ в современном искусстве» икона представлена и в другом контексте – в картинах, связанных с периодами Средневековья и Возрождения Болгарии, а также с темой иконописцев. «Все это темы, которые сильно волновали художников, – отметил Любен Домозетски. – Икона присутствует, например, в композиции, связанной со Вторым болгарским царством и его столицей – Тырновградом. Или она бдит над головой ждущей матери. Или же возрожденческий герой уподоблен воину на коне, побеждающему зло в виде дракона».

Любен Гайдаров, „Зограф“ и Цанко Лавренов, „Тырново во времена Второго болгарского царства“

После Освобождения болгарское религиозное искусство начало развиваться по пути академизма – образы представлялось натуралистичнее, без былого плоскостно-декоративного характера, рассказал искусствовед. Любопытная деталь, в 20-х годах ХХ века светское искусство обратилось к эстетике средневековой иконы – многих современных авторов стало волновать византийское искусство и иконопись, стенописи, рукописи… «На это очень сильно повлияло стремление модернизировать болгарское искусство посредством поиска национального облика», – подчеркнул куратор. В качестве примера он привел видных болгарских художников Ивана Милева и Ивана Пенкова, творивших в 20-х годах прошлого века.

Говоря о влиянии иконописи на светское искусство, нельзя забывать и о воздействии художественного языка – изображение ореолов, золота, более линеарного и плоскостно-декоративного представления формы. «У всего этого, разумеется, есть свой глубокий смысл и этот язык знаков не случаен и не просто какая-то идея иконописца. Именно эта специфика, характерная для средневекового искусства, впечатляла авторов», – отметил Любен Домозетски.

Перевод Снежаны Никифоровой

Фото: Венета Павлова и sghg.bg

http://bnr.bg/ru/post/100920977/ikoni-i-ih-simvoli-v-bolgarskom-iskusstve