BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

В Третьяковке открылась масштабная выставка художника Василия Верещагина

На Крымском валу в Третьяковской галерее открылась масштабная выставка полотен русского живописца Василия Верещагина. Одна из представленных работ – «Апофеоз войны» — наверно, самое знаменитое полотно художника, над которым он работал большую часть своей жизни.

Выпускник морского кадетского корпуса, живописец, путешественник, философ, прекрасный литератор, по некоторым данным еще и разведчик — за 61 год свой жизни он, кажется, обогнул весь земной шар.

Верещагин побывал на десятках сражений почти что в роли фронтового корреспондента, видел горе, нищету, смерть. Боевое крещение принял в Самарканде, когда с русскими солдатами попал в осаду. Его манил Восток, отсюда одна из самых известных серий его работ — Туркестанская.

Павел Третьяков потрясенный масштабом выкупил сразу все 250 полотен. Верещагин говорил, что больше всего в жизни он любит писать солнце, но фурия войны, всю жизнь его преследующая, побуждала обращаться к мрачным сюжетам. «Апофеоз войны» — пожалуй, самое громкое пацифистское художественное высказывание — венчает надпись автора на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

«Показывал войну не «победную», и эту изнанку войны многие не принимали и критиковали. Когда он работал над «Апофеозом войны», он мог видеть груду этих черепов, потому что они создавались еще со времен Тамерлана и первое название картины «Торжество Тамерлана», но в процессе художник расширил смысл», — рассказывает куратор выставки Светлана Капырина.

«Ой убили братцы, убили» — Верещагин пишет гибель одного маленького человека, и сотен павших воинов — одна из самых известных его работ «Побежденные. Панихида». В назидание потомкам — такое не должно повторятся.

Современницы от переизбытка чувств на его выставках падали в обморок. Будущий император Александр III сказал о художнике: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию, и можно заключить одно, или Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

«Для кого-то он рушит все основы, для кого-то реалист, для кого-то символист и мистик — он и такой, и такой — он самый разный», — подчеркнула директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Художник в своих работах открывает Индию и Палестину, он и искусный портретист. Но главная тема творчества — смерть — все же не отпускает, поэтому он пишет трилогию казней. Как в веке XIX веке людей по-прежнему вешают на столбах? Картина «Распятие на кресте у римлян» выставляется вообще впервые в России. До недавнего времени она принадлежала Бруклинскому музею, но была выкуплена на аукционе в частное собрание.

Всего на выставке около пятисот работ. Последние по хронологии из японской серии. Художник дважды побывал в стране Восходящего солнца. Верещагин погиб при битве за Порт-Артур вместе с адмиралом Макаровым, подорвавшись на мине броненосца «Петропавловск». ■
https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201803070157-hx8c.htm

Масло и холст стали для него инструментами, вскрывшими изнанку войны, которую он видел на протяжении жизни и которую нарек «Апофеозом». С 7 марта полотно кисти Василия Верещагина, ставшее одним из главных пацифистских высказываний в истории искусства могут увидеть все посетители Третьяковки на Крымском валу. Там открылась масштабная выставка работ легендарного баталиста

Официальная страница выставки