BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
декември 2018
П В С Ч П С Н
« ное.    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Сретенский монастырь. Первые годы

Согласно летописям, 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый митрополитом Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежавшая перед ним беззащитная Москва была спасена. Праздник Сретения Владимирской иконы стал главным местным праздником Москвы. В этом же году на месте встречи иконы была построена деревянная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Вскоре около церкви был создан Сретенский мужской монастырь, и церковь стала главным монастырским храмом. Тогда же был установлен крестный ход с Владимирской иконой, которую ежегодно 26 августа переносили сюда крестным ходом из Успенского собора.

До недавнего времени считалось, что монастырь был основан на том месте, где находится ныне. В 1984 году М. М. Сухман высказал гипотезу, что монастырь первоначально находился в районе Сретенских (Никольских) ворот Китай-города и был перенесен оттуда в связи со строительством Китайгородской стены. Эта гипотеза, вызвавшая поначалу возражения, подтверждается летописными источниками. Например, как отмечает Типографская летопись, икону встречали «на Кучкове поле близь града Москвы, на самой на велице дорозе Володимерской» — а нынешняя Сретенка никогда не была частью Владимирской дороги. В 1552 году монастырь находился ещё на первоначальном месте — на пути от Яузы к Кремлю: народ, встречавший царя, стоял «от реки от Яузы и до посаду и по самой град».

Монастырь играл большую роль в жизни Москвы, являясь центром главных московских крестных ходов. 26 августа совершался крестный ход в память чудесного спасения от войск Тамерлана. До XX века это был главный праздник Москвы. Владимирскую икону Божией Матери торжественно переносили из Успенского собора Кремля в обитель. В шествии регулярно участвовали великий князь и митрополит, позже — царь и патриарх. С 1480 года ежегодно 23 июня совершался крестный ход в память избавления от нашествия хана Большой Орды Ахмата. С 1521 года ежегодно совершался крестный ход 21 мая в благодарность за избавление от нашествия крымского хана Мехмет-Гирея. Поскольку монастырь был первой обителью на пути из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, его посещали паломники, отправляющиеся на богомолье.

При великом князе Иоанне III, бывшее временем расцвета каменного зодчества в Москве, храмы Владимирской иконы Божией Матери и преподобной Марии Египетской были перестроены в камне.

8 ноября 1552 года у Сретенского монастыря москвичи и духовенство во главе с митрополитом Макарием встречали царя Иоанна IV Васильевича, возвращавшегося в Москву после победного взятия Казани. Царь Иоанн Грозный посетил тогда монастырь и одарил его щедрыми пожертвованиями.

В Смутное время, когда московским Кремлём завладели интервенты, здесь располагался штаб русских ополченцев, сражавшихся под знаменами Минина и Пожарского. В Сретенском монастыре оказали первую помощь князю Д. М. Пожарскому после тяжелого ранения, полученного в бою на Сретенке в марте 1611 года.

2 мая 1613 года в Сретенском монастыре встречали новоизбранного царя Михаила Романова и его мать инокиню Марфу. Во главе духовенства был митрополит Ростовский и Переяславский Кирилл. Вскоре игумен Сретенского монастыря Ефрем был послан царём «в польское сидение» за отцом царя митрополитом Филаретом и оставался с ним до возвращения митрополита в 1619 году и наречения его «Патриархом всея Руси».

После переноса монастыря на его месте была сооружена часовня; в 1692 году на часовенном месте была сооружена Владимирская церковь, к которой был переориентирован в 1722 году крестный ход 21 мая.
Конец XVII и XVIII века

В XVII веке царская семья вносила в Сретенский монастырь щедрые вклады. При царе Михаиле Феодоровиче Романове были возведены келейный и настоятельский корпуса. Наибольшего расцвета Сретенский монастырь достиг к концу XVII века, при царе Феодоре Алексеевиче.

В 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича был возведен новый собор во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней. Государь вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой поставили в иконостас собора образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. В 1706 году к южной стене храма был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году собор был расписан по заказу стольника С. Ф. Грибоедова, прямого предка известного драматурга. Фрески собора Сретенского монастыря являются уникальными — это последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В 1706 году из Константинополя была привезена частица мощей преподобной Марии Египетской и положена в освящённой в её честь церкви. В это же время к церкви был пристроен придел в честь праздника Сретения Господня.

В XVIII веке обитель стала приходить в упадок. В 1737 году часть построек была уничтожена пожаром, а в 1764 году в результате секуляризации церковных земель при императрице Екатерине II монастырь был объявлен заштатным (оставлен на содержании из его собственных доходов), и в нём запрещалось жить более чем 7 насельникам.

В 1761 году в соборе Сретения Владимирской иконы был установлен т. н. Шумаевский Крест — изготовленная купцом и мастером Г. С. Шумаевым огромная (высотой около 8 метров) резная композиция с Распятием в центре, иллюстрирующее значение для всего мира искупительной жертвы Иисуса Христа.