BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
ноември 2018
П В С Ч П С Н
« окт.    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

В ГИМ прошла выставка „Тургенев. Время московское“

200–летний юбилей со дня рождения И. С. Тургенева в 2018 году — событие международного масштаба, способствующее межнациональному культурному взаимодействию и продвижению российского культурного наследия. 5 марта 2014 года в России Президентом РФ был издан указ о праздновании в 2018 году 200–летия со дня рождения И. С. Тургенева.

Выставочный проект „Тургенев. Время московское“ открывает празднование 200–летнего юбилея И. С. Тургенева в залах Государственного исторического музея. Юбилейный проект покажет значимость Москвы и москвичей в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Прекрасный знаток Москвы, Тургенев выбирал для обитания своих героев ее площади, улицы, переулки, четко представляя, кто и где „приживется“.

Московское время И. С. Тургенева — это приезд семьи в 1824 г. в столицу, учеба в частных пансионах и Московском университете, первая любовь, первые публикации и театральные постановки, незабываемые встречи с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, И. Е. Забелиным, П. М. Третьяковым, И. Е. Репиным, Н. Г. Рубинштейном, Аксаковыми, Боткиными, Бакуниными.

Среди экспонатов выставки — редчайшие дагерротипы, автографы, предметы интерьеров домов, в которых бывал писатель, личные вещи хозяев. Изобразительные и вещевые комплексы создадут своеобразную атмосферу города 1820–1880–х гг., познакомят с литературными пристрастиями в московских салонах и кружках, которые посещал Тургенев.

Соответствующий раздел выставки расскажет о первой любви писателя — Екатерине Львовне Шахновской, о тайных московских свиданиях с французской оперной певицей Полиной Виардо, „философском романе“ с Татьяной Бакуниной. С помощью типологических женских костюмов и портретов современниц писателя посетители смогут увидеть характерные, ставшие нарицательными черты „тургеневской девушки“. Специально для выставки российский бренд Russmotive, возрождающий старинное русское золотное искусство вышивки, создал капсульную коллекцию из нескольких платьев, посвященную образу „тургеневской“ девушки. Вдохновением для создания орнаментов ручной вышивки и форм женских костюмов Russmotive стали женские платья XIX века, образы героинь романов И. С. Тургенева. При этом изделия выполнены искусно таким образом, что с легкостью впишутся в гардероб современной женщины.

При описании московских событий нельзя обойти такую важную часть жизни писателя, как театр. Особое место на выставке займут декорации из музея МХАТ, а центральными предметами станут костюмы для фильма–балета „Вешние воды“, выполненные Пьером Карденом для Майи Плисецкой.

В произведениях писателя отразилось городское пространство Москвы, с его системой улиц, переулков, тупиков и площадей. Поэтому невозможно говорить о Москве Тургенева, не зная архитектурного облика города в XIX веке. Гостям выставки будет представлена уникальная возможность увидеть тургеневскую Москву с помощью объемных памятников и произведений декоративно–прикладного искусства, а также подлинных памятников архитектурного убранства города.

Серия полотен представит еще одно знаменательное и совершенно забытое явление московской жизни — создание живописной галереи „Знаменитые деятели Российской истории“, располагавшейся в здании Румянцевского музея. Над портретами трудились Крамской, Репин, Васнецов и другие выдающиеся художники. В экспозиции выставки впервые после 1920–х гг. будет представлена часть этого собрания. Живописный ряд включает портреты российских деятелей в различных сферах российской жизни: императоров Александра II и Александра III, Богдана Хмельницкого, Михаила Глинки, Дениса Давыдова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова.

Связующим звеном в экспозиции между Москвой современной и Москвой тургеневской, станет метро. Сегодня ландшафт и культуру Москвы невозможно рассматривать вне контекста метро. В связи с этим, специально для выставки разрабатывается интерактивная карта „тургеневских“ адресов, привязанная к схеме московского метро.

В Историческом музее начала работу выставка „Тургенев. Время московское“

Выставка «Тургенев. Время московское» открылась в Государственном историческом музее. Экспозиция приурочена к 200-летию со дня рождения классика. Антон Николаев стал одним из первых посетителей.

Основные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, пройдут осенью в родовом поместье «Спасское-Лутовиново». Сегодня там музей писателя, который и предоставил для этой выставки одни из самых ценных экспонатов, в том числе и древнюю икону Спасителя, которая висела над письменным столом Тургенева.

«Тургенев приезжал в Спасское довольно часто, как правило, летом. В 1881 году он приехал последний раз. В 82-м он тяжело заболел, но собирался в Спасское. Он просил Полонских: „Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине моей, которую я, вероятно, никогда уже не увижу», – рассказала директор музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Елена Левина.

Главная идея экспозиции – воспроизвести атмосферу тургеневской Москвы, какой она была при его жизни. Вот не сохранившиеся Красные ворота, на месте которых сегодня станция метро. Вот фрагмент фрески из исторического Храма Христа Спасителя, который, по воспоминаниям Тургенева, произвел на него «отрадное впечатление».

Для Исторического музея фигура Тургенева не столько литературная, сколько общественно-политическая. Некоторые историки полагают, что крепостное право Александр II отменил в том числе под влиянием произведений Тургенева, в которых он описывал тяготы крестьянской жизни.

«“Записки охотника“ были под запретом, но они были прочитаны будущим императором и оказали огромное влияние с точки зрения принятия решений. И давайте вспомним его отца, который сказал, что он будет личным цензором Пушкина. И он был личным цензором Пушкина», – комментирует директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Кстати, именно на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году Тургенев и Достоевский произнесли две знаменитые речи, которые выявили противоречия между западниками и славянофилами. Вот что сказал славянофил Достоевский: «Не было бы Пушкина, не определилась бы со всею непоколебимой силою наша русская вера в нашу русскую самостоятельность. А вот слова западника Тургенева: «Вопрос, может ли он назваться поэтом национальным, в смысле Шекспира, Гете, мы оставим пока открытым».

Достоевскому достались овации, Тургеневу же лишь немного похлопали. От великого до смешного один шаг. 100 лет назад во время юбилея Тургенева кто-то, вероятно, из московских купцов выпустил бутылку в виде Тургенева. Такой популярности, наверняка, позавидовали бы многие идейные последователи Ивана Сергеевича из числа современных писателей.

Виртуальная экскурсия

В ноябре 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. К этой дате Государственный исторический музей открывает выставку «Тургенев. Время московское». В Москве жили предки писателя по матери и отцу, здесь он учился в Университете, сюда снова и снова возвращался из странствий по России и миру. Знаток Москвы, Тургенев выбирал для обитания своих героев ее площади, улицы, переулки, четко представляя, кто и где «приживется». В пространстве белокаменной писатель слушал, по его признанию, настоящий народный язык, на высоком берегу Москвы-реки в Кунцеве размышлял о смысле жизни, ездил к развалинам Царицына, совершал прогулки по Тверскому бульвару.

Московское время Тургенева — это еще и его первая любовь, первые публикации и театральные постановки, встречи с выдающимися людьми.

Личные вещи писателя, дагерротипы, автографы, живопись и предметы интерьеров домов, в которых он бывал… Раритеты создают особую атмосферу этой экспозиции. Увидеть их, прикоснувшись к миру Тургенева, вы можете и на сайте «Россия К». В совместном проекте с ГИМ мы проводим для вас виртуальную экскурсия по выставке «Тургенев. Время московское».

Вид Красной площади от памятника Минину и Пожарскому в сторону Воскресенских ворот. Ж. Арну. Париж. 1840-е гг. Бумага, литография, акварель. Государственный исторический музей

Иван Сергеевич Тургенев всегда хранил Москву в своем сердце, даже когда подолгу сюда не приезжал. Он и в заграничных странствиях писал о Москве, России так ярко и проникновенно, что стал одним самых читаемых автором Европы. Писатель был страстным человеком, однако часто выступал посредником в спорах современников о путях развития Родины: «…Земля наша не только велика и обильна – она и широка – и обнимает многое, что кажется чуждым друг другу».

Портрет А.И. Герцена. Неизвестный дагеротипист с литографии Л.-А. Ноэля 1847 г.Посеребренная металлическая пластина; дагеротипия. Государственный исторический музей

Герцен Александр Иванович (1812–1870), философ, писатель, педагог. Впервые Тургенев встретил А. И. Герцена в 1844 г. в Москве и потом неоднократно бывал в доме Герцена на Сивцевом Вражке. После отъезда Александра Ивановича за границу Тургенев активно выполнял роль посредника между герценовской газетой «Колокол» и корреспондентами из России, хотя возражал против резкого тона лондонского издания. Герцен укорял Тургенева в защите им либералов, стремящихся взять на себя роль «передавателей» цивилизации народу. Писатель возражал: «Эх, старый друг, поверь: единственная точка опоры для живой, революционной пропаганды – то меньшинство образованного класса в России, которое Бакунин называет и гнилыми, и оторванными от почвы, и изменниками. Во всяком случае, утебядругой публики нет». 

А. Н. Островский. Фотограф – И.Г. Дьяговченко, Москва, 1879 г. Альбуминовый отпечаток, картон.  Государственный исторический музей

Мир «особой страны» – Замоскворечья –  с его «славянофильскими» уголками показал И.С. Тургеневу Александр Николаевич Островский (1823–1886). Их знакомство относится к началу 1850-х гг. Пьесы Островского пользовались успехом у славянофилов и западников, либералов и консерваторов.

Первые произведения Тургенева Островский знал наизусть, из поздних выделял роман «Новь», типы Соломина и Сипягина встречались, по его мнению, везде. Иван Сергеевич особенно ждал от драматурга русских исторических пьес. По поводу комедии «Воевода» Тургенев заметил, что «эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него! …Какая местами пахучая, как наша русская роща летом, поэзия».

Тургенев способствовал переходу Островского из погодинского журнала «Москвитянин» в некрасовский «Современник». В 1880 г. на празднике по случаю открытия памятника А.С. Пушкину писатель и драматург встретились последний раз.

Портрет М. Н. Загоскина (экспонируется впервые). Художник Д. М. Болотов, 1868 г. Холст, масло. Государственный исторический музей

Известный литератор, директор императорских московских театров, директор Оружейной палаты Михаил Николаевич Загоскин (1789–1852) был «коротким приятелем» отца И.С. Тургенева и в 1830-х гг. почти ежедневно посещал его дом. Как писатель Загоскин сыграл большую роль в развитии русского исторического романа. Впервые опубликованное в 1829 г. сочинение «Юрий Милославский, или Русские в 1612 г.» казалось юному Тургеневу чудом совершенства. Однако самого автора прославленного романа Иван Сергеевич описывал иронично: «…Когда он удивлялся или даже просто говорил… все в нем… казалось чудаковатым, неуклюжим, забавным». 
Став писателем, И.С. Тургенев не забыл кумира детства. В 1852 г. он навещал Н.М. Загоскина, проживавшего в особняке в Денежном переулке. Михаил Николаевич любил Москву, получал великое наслаждение, показывая приезжим достопримечательности города, и свои наблюдения отразил в увлекательных очерках и рассказах о московской жизни 1830–1840-х гг. – «Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Бельского». 

Портрет В.Ф. Одоевского.Художник А.В. Петцольд, конец 1840-х гг. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. Государственный исторический музей

Владимир Федорович Одоевский (1804–1869), князь, писатель, мыслитель. Его мать происходила из крепостных, а отец князь Федор Сергеевич вел свою родословную от легендарного варяга Рюрика, призванного на княжение древними славянами. По знатности рода князья Одоевские были первыми среди российского дворянства. Знакомство Владимира Федоровича с Тургеневым состоялось в середине 1840-х гг.К этому времени сенатор, бывший служащий Цензурного комитета Министерства внутренних дел В.Ф. Одоевский завершил свой главный литературный труд – философский роман «Русские ночи» (1843 г.). Ранее, в 1834 г. князь написал широко известную сказку «Городок в табакерке». В доме В.Ф. Одоевского на Смоленском бульваре Тургенев читал «московскому патриарху» (так он называл Одоевского) свой роман «Накануне». На акварельном портрете В.Ф. Одоевский изображен на фоне кабинетного органа, изготовленного по его чертежам одним из лучших немецких органостроителей Г. Мельцелем в конце 1840-х гг. Инструмент был подарен Одоевским Московской консерватории. 

Портрет М.А. Бакунина. Художник Г.Ф. Грюневальд, 1841 г. Кость, акварель, гуашь. Государственный исторический музей

Бакунин, Михаил Александрович (1814–1876) – мыслитель, революционер, один из теоретиков анархизма. Михаил Александрович, наряду с К.С. Аксаковым, послужил одним из прототипов Рудина в одноименном романе И.С. Тургенева.  Герцен же в главном герое увидел особенности личности самого Тургенева: «Рудин – это Тургенев 2-й, наслушавшийся философского жаргона молодого Бакунина». Дружба Тургенева с Бакуниным  началась в Берлине в 1840 г. Как отмечали близкие ему люди, Бакунин мог говорить целыми часами, спорить без устали с вечера до утра, не теряя нити разговора, силы убеждения, мог убедить противника и вселить уверенность в колеблющегося.

Мать Тургенева, узнав о берлинском товарище своего сына, передала в своем письме мнение москвичей о нем: «Он более хочет казаться, чем есть, хочет, воротясь, пустить пыль в глаза и казаться смыслящим более других…Твой приятель… не имеет в Москве блестящей репутации. У кого ни спросишь, отвечают – дрянь… Судя по семейству, не может быть,… бывает, в семье не без урода».

Сам Бакунин не сомневался в своем мировом предназначении: «Я! Михаил Бакунин, посланный провидением для всемирных переворотов,для того чтобы, свергнув презренные формы старины и предрассудков, вырвав Отечество мое из невежественных объятий деспотизма, вкинуть его в мир новый, святой, в гармонию беспредельную…»

Письмо И.С. Тургенева И.Е. Забелину с предложением материально содействовать изданию его книги «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Автограф. Спасское, 5 июня 1853 г. Бумага, чернила

Забелин Иван Егорович (1820–1908) – историк, знаток московских древностей, один из основателей Исторического музея. Тургенев познакомился с Забелиным в 1852 г. В том же году состоялась их совместная прогулка-экскурсия по Московскому Кремлю. Тургенев в одном из писем к С. Т. Аксакову отметил «светлый русский ум и живую ясность взглядов» молодого историка. Иван Сергеевич посещал Забелина в его доме на 3-й Мещанской улице, встречался с ним и на совместных обедах в домах знакомых.

В июне 1852 г. писатель предложил Забелину принять от него деньги на издание книги «Домашний быт русских царей в XVI–XVIIстолетии». «Я убежден, – что Ваша книга будет истинным подарком для всякого русского (а потому можете себе представить, как мне приятно доставить Вам возможность издать ее)… Я, повторяю, убежден, что Ваша книга сделает много добра. Ни у кого не нахожу я той ясной простоты изложения и того русского духа, в хорошем смысле этого слова, которые мне так нравятся в Ваших вещах». И. С. Тургенев – И. Е. Забелину. 1852 г.

Портрет И.С. Тургенева. Дагеротипист Й.Э. Венингер, Санкт-Петербург. 1844 г. Посеребренная металлическая пластина; дагеротипия. Государственный исторический музей

В начале  1840-х гг. внешность только что прибывшего из Европы молодого Ивана Тургенева соответствовала образу героя знаменитого пушкинского романа. Писатель В. А. Панаев, его друг, вспоминал: «Многие старались ломать из себя Онегина, но этого нельзя приписать Тургеневу. В нем было столько общего по всем условиям с Онегиным». Позже «онегинский» период жизни не приносил повзрослевшему Тургеневу приятных воспоминаний.

Икона Казанской Божией Матери. Москва, середина XVIIIв. Серебро, рубины, изумруды, дерево; золочение, чеканка. Государственный исторический музей

Икона принадлежала Р. С. Тургеневу. Тургенев Роман Семенович (1682 – после 1755), военный и государственный деятель. Сын стольника С. О. Тургенева, погибшего во время Азовского похода 1696 г. Принимал участие в сражении под Нарвой (1700 г.), подавлении Астраханского восстания 1705–1706 гг., Полтавской битве (1709 г.), Прутском походе (1711 г.), в событиях, сопровождавших вступление на престол императрицы Анны Иоанновны. В 1731 г. произведен в полковники. В том же году, согласно указу Государственной коллегии иностранных дел, Р. С. Тургенев наблюдал «в Глухове за отправленным к гетману послом, от крымского хана». В 1733 г. «был во многих партиях» во время похода русских войск в Польшу, Русско-турецкой войны 1735–1739 гг. В 1738 г. «за старостию, дряхлостию, за ранами и многими болезнями» был освобожден от службы. Внук Романа Семеновича Николай Алексеевич Тургенев (1749–1834) был дедом писателя.

Портрет П. Виардо.ДагеротипистС. Л. Левицкий. Санкт-Петербург. 1853 г.Посеребренная металлическая пластина; дагеротипия. Государственный исторический музей

В Москве Полина Виардо выступала дважды. В апреле 1845 г. и в марте 1853 г. Данный портрет певицы был выполнен в 1853 г., в то время, когда И.С. Тургенев находился в ссылке под полицейским надзором в своем имении Спасском. Узнав о гастролях Виардо в Москве, Тургенев был обижен, что певица ничего ему об этом не сообщила. Рискуя навлечь гнев властей, он, переодевшись, и с чужим паспортом вырвался в Москву на 10 дней. Свидание не принесло радости. Строки рассказа «Довольно» во многом относятся к переживаниям писателя: «Помнится, однажды поздней ночью, в Москве, я подошел к решетчатому окну старенькой церкви и прислонился к неровному стеклу. Было темно под низкими сводами – позабытая лампадка едва теплилась красным огоньком перед древним образом – и смутно виднелись одни только губы святого лика, строгие, скорбные; угрюмый мрак надвигался кругом и, казалось, готовился подавить своею глухою тяжестью слабый луч ненужного света… И в сердце моем – теперь такой же свет и такой же мрак. …И это я пишу тебе – тебе, мой единственный и незабвенный друг, тебе, дорогая моя подруга, которую я покинул навсегда, но которую не перестану любить до конца моей жизни… Увы! ты знаешь, что нас разлучило. Но я не хочу теперь упоминать об этом. Я тебя покинул… но и здесь, в этой глуши, в этой дали, в этом изгнании – я весь проникнут тобою, я по-прежнему в твоей власти, по-прежнему чувствую сладостное тяготение твоей руки на моей склоненной голове!»

Дагеротип П. Виардо работы Левицкого был у И.С. Тургенева. Портрет любимой женщины постоянно сопровождал его в поездках, находился на письменном столе в Буживале –  месте последнего пристанища писателя.


Дуэльный гарнитур. Мастер Сессье, Париж, 1833 г. Сталь, серебро, латунь, дерево, сукно. Государственный исторический музей

Принадлежал И. С. Тургеневу. Дуэльные гарнитуры, включающие сами пистолеты и предметы ухода за ними, являлись обязательной принадлежностью русского дворянина, входили в состав джентльменского набора. Тургенев был хорошим охотником, но не слыл дуэлянтом. Тем не менее, как дворянин, мог быть вызван или сам вызвать на дуэль. В 1861 г. дуэльные пистолеты писателя могли быть приведены в действие. В этом году в имении А.А. Фета Степановка произошла ссора И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, едва не приведшая к дуэли. Во время беседы Тургенев стал рассказывать о вошедшей в моду европейской педагогической системе в воспитании детей из состоятельных домов, о том, что его дочь Полина, жившая в семье Виардо, по настоянию гувернантки чинит одежду бедняков. Толстой резко высказался против такого рода занятия, видя в нем только фальшь и лицемерие. Тургенев вспылил. В октябре 1861 г. Тургенев писал Анненкову: «После долгой борьбы с самим собою я послал Толстому вызов и сообщил его Кетчеру для того, чтобы он противодействовал распущенным в Москве слухам. В этой истории, кроме начала, в котором я виноват, я сделал все, чтобы избегнуть этой глупой развязки; но Толстому угодно было поставить меня aupleddumur(в безвыходное положение, – франц.) – и я не мог поступить иначе. Весною в Туле мы станем друг перед другом».

К счастью для всей мировой культуры дуэль не состоялась. Отношения двух писателей, начавшиеся в 1855 г., прервались до 1878 г., но, несмотря на разлад, они пристально следили за творчеством друг друга. Тургенев способствовал мировой славе Толстого. Толстой первым сделал шаг к примирению.

Портрет В. А. Морозовой. Художник Н. А. Заваруев, 1865 г. Холст, масло. Государственный исторический музей

Морозова Варвара Алексеевна (1848–1917; урожд. Хлудова), дочь промышленника, коллекционера А. И. Хлудова. Потомственный почетный гражданин Москвы, с 1882 г. она управляла Тверской мануфактурой. В своем доме на Воздвиженке, построенном в 1886 г. по проекту Р. И. Клейна, Варвара Алексеевна открыла литературный салон, где проходили и политические собрания. Здесь бывали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, В. С. Соловьев. Хозяйка симпатизировала радикальной левой интеллигенции, вносила за многих арестованных революционеров денежный залог. Ее благотворительная деятельность распространялась на Московский университет, Московское ремесленное училище. На ее средства были созданы Пречистенские вечерние и воскресные классыдля рабочих, а в1883 г. по проекту Д. Н. Чичагова было построено здание общедоступной бесплатной Тургеневской библиотеки у Мясницких ворот. «Там открывался для пытливого юношеского ума и чувств свободный выход в необъятный простор мировой мысли и литературы» (из воспоминаний посетителя библиотеки С. Н. Дурылина).

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/252445