BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
февруари 2019
П В С Ч П С Н
« ян.    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

ПРОБУЖДАТЬ СОСТРАДАНИЕ. О книге Ан. Щелкунова «Ангел милосердия»

ПРОБУЖДАТЬ СОСТРАДАНИЕ

(О книге Анатолия Щелкунова «Ангел милосердия»)

Не ищу мимолётной удачи,
У поэта иное призвание –
Быть на звоннице совести, значит,
Пробуждать у людей сострадание!
Дафинка Станева «Страдание»

Среди сегодняшних книжных лавин, беспрестанно сходящих на российских читателей, калечащих и убивающих их души гламурной бесовщиной, светскими сплетнями, изощренным садизмом организованных преступных групп, соперничающих олигархов, выхолощенными «житиями» удачливых политиков и бизнесменов, исторический роман Анатолия Викторовича Щелкунова «Ангел милосердия» представляется спасительным оазисом для жаждущих уберечь свои души от коррозии и гибели. Книга выпущена издательством «Спутник +» в 2018 году. Текст книги опубликован также на сайте Фонда славянских культур.

Писатель (в недавнем прошлом ответственный работник Министерства иностранных дел), как заботливый археолог, бережно откапывает для непосвящённых читателей бесценные артефакты отечественной истории досоветского периода, очищает от идеологической пыли и грязи имена героев и героинь прошлого. На страницах романа оживают образы членов семьи выдающегося дипломата и государственного деятеля второй половины девятнадцатого века, графа Николая Павловича Игнатьева и его замечательной супруги Екатерины Леонидовны Игнатьевой (Голицыной) – правнучки фельдмаршала М.И. Кутузова.

Николай Павлович – один из самых блистательных и успешных русских дипломатов. При его деятельном участии в Парижской мирной конференции 1856 года многие земли Причерноморья попали под протекторат России, а не Турции; в 1858 году он добился заключения торгового договора с бухарским ханом и освобождения русских пленников; в 1860 году неимоверными усилиями обеспечил подписание Пекинского договора, по которому Россия закрепила за собой земли по правому берегу Амура (сегодняшние территории Приморского кря и юга Хабаровского края). Став посредником в переговорах китайского правительства и объединённого англо-французского командования во время второй опиумной войны в Китае, он своим дипломатическим талантом смог убедить представителей Великобритании и Франции не уничтожать Пекин и Запретный город – жемчужину многовековой китайской культуры. Его деятельность на посту чрезвычайного посланника, а затем чрезвычайного и полномочного посла Российской империи в Османской империи с 1864 по 1877 годы снискали ему славу главного защитника интересов славянских народов. А вклад в подготовку и подписание Сан-Стефанского договора 1878 года обессмертил имя графа Игнатьева в возрождённой Болгарии, где ему при жизни был установлен памятник, его именем названы населённые пункты, улицы, школы.

Но всё же не глава этой замечательной семьи и не его славные сыновья: Павел – киевский губернатор (1907-1909), министр народного просвещения (1915-1916); Алексей – киевский губернатор (1915-1917), дипломат и государственный деятель; генералы Леонид и Николай; Владимир – морской офицер, погибший в Цусимском сражении, стали главными героями этой книги. В центре повествования – личность и судьба младшей дочери Екатерины, жертвенный подвиг которой не могут затмить ни выдающиеся заслуги отца, ни блистательная государственная служба братьев.

Екатерина Николаевна родилась первого апреля 1869 года в Константинополе. (В 2019 году исполняется 150 лет со дня её рождения). Получив прекрасное домашнее образование и воспитание, Катя, как и старшая сестра Мария, стала фрейлиной супруги наследника престола Александры Фёдоровны Романовой. Но пробыла при царском дворе недолго. В обаятельную фрейлину влюбился племянник императора Александра III, великий князь Михаил Михайлович, и девушка ответила ему взаимностью. Однако царь не дал согласия на брак, якобы из-за недостаточной знатности рода Игнатьевых. Дело в том, что интригами завистников из царской свиты Николай Павлович Игнатьев к тому времени был уволен с государственной службы и отправлен в «украинскую ссылку» в своё имение в селе Круподеринцы Киевской губернии (ныне Винницкой области). Мягко говоря, государь недолюбливал этого честного и откровенного в суждениях чиновника высшего ранга – Н.П. Игнатьев имел чин генерала от инфантерии и накануне отставки занимал пост министра внутренних дел.

Отказ императора на заключение брака больно ударил по любящим душам. Великий князь Михаил Михайлович вынужден был уехать за границу. А графиня Екатерина Николаевна приняла решение покинуть императорский двор и поступить в Свято-Троицкую общину милосердия, опекаемую Александрой Фёдоровной Романовой, посвятить жизнь не устройству собственного счастья, а безраздельному служению людям.

Этот её поступок не был случайным, совершённым в пылу эмоций. В первой главе книги автор показывает атмосферу в семье Игнатьевых, описывая эпизод воспитания дочери на основе христианской морали и жертвенной любви к ближним – мама подробно рассказывает маленькой Кате о фрейлине императрицы, баронессе Юлии Вревской, ставшей после гибели мужа сестрой милосердия, и спасавшей от гибели на заснеженных сопках Болгарии русских солдат и болгарских ополченцев. Рассказ произвёл на Катю сильное впечатление. В воображении девочки возник образ баронессы, в котором легко угадывались черты Екатерины Леонидовны, по зову сердца многократно бывавшей в киевском госпитале, оказывая помощь раненым солдатам и офицерам, доставленным с полей сражений из Болгарии. Перед посещением госпиталя мама всегда облачалась в одеяние сестры милосердия.

Образ Юлии Вревской стал для Кати своеобразным символом милосердия, сострадания и любви к людям. Оказываясь в церкви, она непременно ставила свечу «За упокой рабы Божией Иулии». И провидение начертало линию судьбы Екатерины Игнатьевой, очень похожей на жизнь её героини.

Попав в Свято-Троицкую общину, графиня Игнатьева, как и все другие члены первой в России официальной школы сестёр милосердия, три года пребывала в статусе испытуемой, ухаживая за больными и страждущими в столичных больницах и приютах. А затем была приведена к присяге священником общины и получила особый знак – золотой крест с надписью «Всех скорбящих радость» и «Милосердие» – на обратной стороне.

С 1900 года началось её жертвенное служение в районах боевых действий. Сначала на Дальнем Востоке в составе Российского общества Красного Креста во время Ихэтуанского («боксёрского») восстания в Китае. Находясь в лазаретах Приамурья, Порт-Артура и Маньчжурии, она самоотверженно спасала раненых солдат и офицеров русской армии, претерпевая множество лишений и трудностей. За мужество и верность долгу была награждена первой медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте.

С первых дней русско-японской войны она вновь оказалась в полевых лазаретах Маньчжурии, а потом в военном госпитале Владивостока. Там 15 мая 1905 года её настигла весть о гибели в составе экипажа броненосца «Александр III» в Цусимском сражении младшего брата Владимира и двоюродного брата Алексея Зубова. Несмотря на удар судьбы и предоставленный отпуск, Екатерина Николаевна осталась в госпитале выхаживать раненых моряков, кому удалось прорваться во Владивосток. И трудилась на своём посту до окончания войны. За что во второй раз была удостоена георгиевской награды.

В мирное время графиня Игнатьева вернулась в Свято-Троицкую общину в Петербурге. Как только узнала в 1912 году о начале Первой Балканской войны, подала прошение о направлении её сестрой милосердия в военный госпиталь в братской Болгарии, которую она давно полюбила по рассказам отца.

Анатолий Щелкунов подробно описывает пребывание Екатерины Николаевны в русском военном госпитале в Пловдиве, окружая свою героиню колоритными персонажами раненых болгарских воинов, врачей и сестёр милосердия, героически выхаживающих покалеченных войной солдат и офицеров, а так же заболевших холерой. Изолятор для холерных больных был создан при госпитале по инициативе Екатерины Игнатьевой, поскольку у неё был соответствующий опыт со времени русско-японской войны.

Особое внимание писатель уделяет приезду в русский госпиталь болгарской царицы Элеоноры – супруги Фердинанда I, её общению с графиней Игнатьевой. Эти две женщины из высшего общества были очень похожи своими духовными устремлениями и судьбами. Элеонора, как и Екатерина, преклонялась перед жизненным подвигом Юлии Вревской, входила в состав миссии Красного Креста в Китае во время пребывания там графини Игнатьевой. Она так же пережила любовную драму – любимый ею русский офицер, граф Марк Александрович Оспени погиб в районе Плевны. Больше никто из мужчин не смог стать близким её душе. Даже выйдя замуж за овдовевшего царя Болгарии Фердинанда I, она в этот же год совершила тайную поездку на место гибели Марка Оспени, чтобы поклониться его праху и заказать панихиду по нему в местном храме. Как и Екатерина, она превратила милосердие в духовное призвание своей жизни. Царица поднесла русской сестре щедрые дары, обеспечила её поездку в село Граф Игнатьево и в храм Рождества Христова на Шипкинском перевале, воздвигнутый по инициативе и при активном личном участии Николая Павловича Игнатьева и матери генерала М.Д. Скобелева – Ольги Николаевны.

Нельзя без слёз читать последние главы книги о великой жертвенной миссии Екатерины Николаевны в период Первой мировой войны. Вновь по собственному желанию оказавшись в районе боевых действий, она мужественно боролась за жизнь русских воинов. В октябре 1914 года в полевых условиях, стоя на коленях, она семь дней подряд ассистировала во время проведения операций. Содрала кожу на коленях, заразилась столбняком и умерла на руках у подруг в военно-санитарном поезде.

Печальный финал и необыкновенно светлый одновременно. На протяжении всего романа живой образ земной, красивой и великодушной женщины превращается под пером вдумчивого писателя сначала в христианскую подвижницу, осознанно и целенаправленно ограждающую себя от грехов и соблазнов высшего света и мирской суеты, а затем жертвующую своей земной жизнью во имя спасения других людей, по сути, ставшую ангелом небесным. Поэтому и название книги такое «Ангел милосердия». Думаю, что каждый читатель романа согласится с этим авторским определением, хотя официальной канонизации Екатерины Николаевны Игнатьевой не было. Но ведь и адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков не был Святым праведным воином до написания книги о нём Валерием Николаевичем Ганичевым. Важно, что появилось свидетельство о благочестивой и подвижнической жизни графини Игнатьевой, и оно заставляет глубоко задуматься о сути нашего земного бытия и человеческих качествах, отличающих нас от братьев меньших умением мыслить и сострадать.

http://www.rospisatel.ru/latynin-shelkunov.htm