BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
август 2019
П В С Ч П С Н
« юли    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Перенесение мощей святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1472)

27 мая / 9 июня – день празднования перенесения мощей святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, ставшего преемником святителя Алексия на Всероссийской кафедре и возглавлявшего Русскую Церковь с 1376 по 1406 гг.

Святитель Киприан (Цамблак), как предполагают историки, родился около 1330 года в городе Тырново, столице Тырновской Болгарии.

Школу монашеской жизни будущий святитель прошел на Афоне, который в то время переживал расцвет исихазма. Высокообразованный и смиренный монах был замечен Патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным и стал его доверенным лицом. Патриарх Филофей направил Киприана в Литву и на Русь. Ему надлежало добиться примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексием. Эту сложную миссию будущий святитель успешно выполнил. Находясь в Литве, он показал себя ревностным хранителем православной веры и истинным просветителем края.

Желая сохранить единство Русской Церкви и православное влияние в Литве, Патриарх Филофей Коккин возвел Киприана в сан митрополита Киевского, Русского и Литовского. При этом подразумевалось, что по кончине владыки Алексия святитель Киприан объединит обе части митрополии и станет митрополитом Киевским и всея Руси. В начале декабря 1375 года владыка Киприан прибыл в Киев. В течение двух лет он спокойно управлял церковными делами Западной Руси и Литвы.

12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался. Святитель Киприан уже готовился занять митрополичий престол, но этому воспрепятствовал Димитрий Иоаннович. Киприана без всяких на то оснований подозревали в симпатиях к правителям Великого княжества Литовского. 3 июня 1378 года митрополит Киприан и его свита прибыли в город Любуцк, расположенный на реке Оке, а в середине июня им удалось обойти заставы и достичь Москвы. Однако здесь митрополит и его люди были ограблены, схвачены и взяты под стражу. На следующий день по приказу Димитрия Иоанновича их выпроводили из Москвы в Любуцк.


Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева Лавра

О скорбях, которые претерпел митрополит Киприан и его люди, 23 июня 1378 года он поведал в посланиях преподобному Сергию и его племяннику Феодору, игумену Симонова монастыря, которые поддерживали кандидатуру Киприана на митрополичий престол, но защитить его в Москве не смогли. Такого бесчестия и поругания, писал святитель Киприан, «не сотворилося есть ни над единым святителем, како Русская земля стала». Владыка свидетельствовал, что его совесть чиста перед великим князем, что он всегда отдавал ему должную честь, всегда за него молился и даже в Литве делал все, что мог, для пользы великого князя и Русской митрополии. Не было у святителя людей, более близких ему по духу, чем Сергий и Феодор, с которыми он мог бы поделиться скорбными переживаниями. В ответном послании оба подвижника обратились к нему со словами утешения и ободрения.

С глубоким смирением переносил святитель Киприан выпавшие на его долю гонения и испытания, продолжая рассматривать великого князя московского как Всероссийского князя и молясь о нем, его семье и всем его народе.

Нестроения, вызванные нежеланием великого князя видеть Киприана на митрополичьей кафедре, продолжались еще несколько лет. Божиим попущением отодвигалось канонически ясное решение вопроса о преемнике митрополита Алексия. Но все эти годы святитель Киприан оставался молитвенником и предстателем за всю русскую паству.

В феврале 1381 года великий князь Димитрий Донской направил в Киев своего посла, которым стал игумен Феодор Симоновский. Он передал святителю слова великого князя, приглашавшего его приехать в Москву. 23 мая 1381 года Киприан пришел «в свою митрополию в четверток 6 недели по Пасхе в самый Възнесениа Господня». Одной из важных причин изменения отношения великого князя к святителю могло стать заступничество преподобного Сергия, авторитет которого сильно возрос после победы на Куликовом поле. В год своего прибытия в Москву святитель Киприан установил почитание предка великого князя Димитрия Иоанновича Донского – благоверного князя Александра Ярославича Невского. Состоялось обретение его мощей, были написаны первые иконы князя Александра, составлен канон святому.

24 декабря 1382 года митрополит Киприан выехал из Москвы, и в его жизни опять последовали скорби и искушения. Лишь после смерти в Византии митрополита Пимена владыка Киприан в марте 1390 года снова был торжественно встречен в Москве – теперь уже великим князем Василием I Димитриевичем, при котором святитель окончательно утвердился на столичном престоле.

Летом 1395 года к границам Руси приблизилось войско ордынского князя из Средней Азии Тамерлана. Митрополит Киприан объявил народу пост и благословил перенесение из Владимира крестным ходом чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Великое княжение Московское было чудесным образом спасено. Святитель Киприан установил ежегодное празднование Сретения Владимирской иконы, 26 августа, основав на месте встречи святого образа церковь и Сретенский монастырь.

Церковно-политическая программа святителя определялась принципом единства Русской Церкви, верность которому он сохранял до конца своих дней. «В своем святительском служении, – указывал Святейший Патриарх Алексий II, – он сумел совершить самое главное: пророчески постичь волю Божию о вверенной ему пастве и о стране, ставшей для святителя Киприана новой родиной. Он увидел, что реальной силой, способной противостоять чужеродному натиску на Православие, на тот момент являлся православный русский народ, постепенно выходящий из ордынской зависимости и собирающийся вокруг Москвы».

Святитель Киприан способствовал распространению на Руси исихастской традиции, он ввел Иерусалимский церковный устав. Именно владыкой Киприаном было установлено чтение в первое воскресенье Великого поста Синодика Православия, в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.

Велик вклад святителя Киприана в развитие книжного дела на Руси. Митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем. Он уделял большое внимание «исправлением книжным», стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием литургических текстов, собственноручно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, «Лествицу» преподобного Иоанна Синайского, сочинения святого Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на церковнославянский язык некоторые молитвы и каноны Патриарха Филофея. Митрополит Киприан принес на Русь и распространил для чтения толкование на Евангелие святителя Феофилакта Болгарского. Он автор второй редакции жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Большую часть этих трудов святитель Киприан проделал в своей подмосковной резиденции – селе Голенищеве (ныне в черте Москвы), полюбившемся ему за тишину и безмятежность.


«Лествица» Иоанна Лествичника, списанная митрополитом Киприаном

Не без влияния святителя Киприана возникли известные произведения Куликовского цикла: «Задонщина», «Повесть о Куликовской битве», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Слово о жизни и смерти великого князя Димитрия Иоанновича, русского царя». При участии митрополита Киприана шло создание и редактирование Московского летописного свода 1408/09 года, известного как харатейная Троицкая летопись (в XV–XVIII веках хранилась в Троице-Сергиевой Лавре).

Московский биограф оценивал труды святителя такими словами: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется яко от источника приснотекуща».

При святителе Киприане было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались храмы по всей Руси. На годы его правления приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева.

Преуспевая в богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости. За четыре дня до кончины он положил начало новой традиции. Святитель написал прощальную грамоту, «многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену». В ней Киприан прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом. Прощальная грамота святителя сохранилась в нескольких списках как в составе летописей, так и рукописных сборников.

Святитель Киприан скончался в селе Голенищеве в ночь на 16 сентября 1406 года. Тело его было погребено в Успенском соборе Московского Кремля.

27 мая/9 июня 1472 года при митрополите Филиппе и великом князе Иоанне IV при перестройке Успенского собора Кремля произошло обретение мощей святителя Киприана. Ныне они покоятся под спудом рядом с честными останками святителя Фотия, преемника митрополита Киприана в управлении Русской Церковью.

Память святителя Киприана совершается 16/29 сентября и 27 мая/9 июня.

Перенесение мощей святителей Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь, глас 8

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,
Троическим Светом озаряете сердца верных,
пренесением честных мощей ваших,
Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,
и научисте люди твердо вере Христове,
и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,
и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,
Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,
молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Перенесение мощей святителей Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Кондак, глас 8

Яко трие велицыи светила, явистеся,
озаряюще всю подсолнечную
богоданною вам благодатию чудес,
и просветисте молитвами своими верных сердца,
вашу память чтущих честнаго пренесения.
И Владыку Христа, всех Творца, молите
стране нашей на враги победу подати,
яко имуще дерзновение,
и нам просите велия милости, вопиющим к вам:
радуйтеся, поборницы по Христове Церкви
и многочестная светила, святителие славнии.

Молитва святителю Киприану

О, святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.
http://stsl.ru/news/all/svyatitel-kiprian-mitropolit-kievskiy-i-vseya-rusi