BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
декември 2019
П В С Ч П С Н
« ное.    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Один из первых памятников Достоевскому

Отрекшиеся от христианства и бунтующие против него в существе своем сами того же самого Христова облика суть, таковыми же и остались, ибо до сих пор ни мудрость их,ни жар сердца их не в силах были создать иного высшего образа человеку и достоинству его, как образ,указанный древле Христом. А что было попыток, то выходили одни лишь уродливости.

Федор Достоевский. Братья Карамазовы

Скульптура „Достоевский“, скульптор С.Д, Меркуров, арх. И.А. Француз, гранит, 1911-14.
Москва, ул. Достоевского, 4к1.

Скульптура Достоевского была выполнена Меркуровым в 1911-14 гг. по заказу миллионера Шарова, но задумана много раньше, в 1905-м. Тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи — шведскому граниту. Еще до работы над памятником Меркуров писал: „Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства… В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение… Достоевского сделаю уже сознательно“. Позднее он определял свое творение как фигуру „о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры…“. Скульптура писателя при взгляде на нее с разных ракурсов будто находится в постоянном, тягучем и трагическом движении.

Моделью для статуи Достоевского был Александр Николаевич Вертинский. «Отличный был натурщик, – вспоминал впоследствии Меркуров. – Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!»

До революции фигура пребывала в мастерской Меркурова. В 1918 году разворачиваются работы по плану монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которым предполагалось установить в городах России. Поскольку в списке были имена Толстого и Достоевского, Меркуров удачно предложил Моссовету имеющиеся у него готовые статуи Достоевского (1914), Толстого (1912), а заодно и «Мысль» (1913). Специальная комиссия во главе с наркомом просвещения республики А.В. Луначарским одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н.Д. Виноградова. В первую годовщину революции Достоевский и «Мысль» были установлены и открыты на Цветном бул., образовав друг с другом своебразную пару. C Толстым вышла заминка, ибо он был уже ранее приобретен Толстовским обществом, которое не было намерено отказываться от своих прав на скульптуру.

Н.Д. Виноградов рассказывает в своих воспоминаниях: «Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был открыт на Цветном бульваре. Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки – у фонтана на Цветном бульваре – способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади» («Искусство». 1939. № 1. С. 37-38).

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: „Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа“. А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»

В 1936 году, когда на Цветном бул. прокладывали трамвайные рельсы, Достоевского перенесли во двор Мариинской больницы на Старой Божедомке, где он и пребывает по настоящее время. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году арх. И.А. Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита, который гармонично с ней сочетается.


Достоевский на Цветном бул.


Достоевский во дворе Мариинской больницы.

https://varjag-2007.livejournal.com/9467811.html

Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Баден (Seufzerallee, 76530 Baden-Baden, Германия)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Бадене олицетворяет неустойчивость жизни писателя, знакомую по его биографии и романам. Памятник был сооружён скульптором Леонидом Барановым. В Баден-Бадене памятник появился в 2004 году.

Автор скульптуры хотел, чтобы памятник располагался на заднем дворе баденского казино, символизируя время пристрастия писателя к игре, однако было решено поставить памятник в долине Ротенбахталь. Чтобы добраться до памятника, нужно пройти мимо здания, в котором раньше располагалась тюрьма.

Достоевскому нравился Баден-Баден, и писатель любил прогуливаться по этому немецкому курорту, любуясь его великолепными видами.
Бюст Ф.М. Достоевскому в Висбаден (Германия, Hessen, Wiesbaden, Paulinenstrase, 19)

Благодаря достижениям и выдающимся подвигам некоторым устанавливают памятники. Но из каждого правила бывают и исключения. И вот одно из них.

В Германии в городе Висбаден Федору Михайловичу Достоевскому поставили бюст за то, что он проиграл в местном казино все деньги. 3 февраля 1997 (но на табличке 1996 год) года скульптор Гавриил Гликман подарил бюст Ф.М. Достоевского из серого гранита на розовом пьедестале. Отчего такой подарок был сделан не понятно, это конечно, совпало с датой рождения писателя – 175 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Достоевский Ф.М. приехал в Висбаден на лечебные воды, чтобы вылечиться от эпилепсии, но нелегкая его занесла в казино и там он потратил все деньги, что были при нем (120 талеров или 3 000 рублей). Имеются письма, в которых он просит об очередной порции денег у своей первой супруги. Но та видимо несколько раз помогла, но дальше отказалась. И когда в очередной раз Федор Михайлович Достоевский проигрался в казино, то взял займ у издательства под условие, что выдаст новый роман в крайне сжатые сроки.

Поэтому Ф.М. Достоевскому ничего не оставалось, как приступить к работе и так появился на свет роман « ». Казино в знак уважения даже назвало один из своих залов в честь Ф.М. Достоевского, хотя там бывали и другие знаменитости, такой величины, как Элвис Пресли, Михаил Горбачев, но залы больше не переименовываются.
Памятник Ф.М. Достоевскому в Хомбурге (2014)

В Бад-Хомбурге (Германия, административный округ Дармштадт) в Кур-парке установлен памятник Достоевскому, в 2014 году, скульптор – Н. Карлыханов.

В Бад-Хомбурге Достоевский трижды бывал и играл в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в безвыходные ситуации. Впечатления от Бад-Хомбурга использовались писателем при написании романа « ».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Усадьбе Даровое (1993)

За въездной аллеей на опушке липовой рощи стоит памятник Ф. М. Достоевскому, открытый 25 сентября 1993 года. Это один из лучших памятников писателю. Авторы: скульптор – заслуженный художник России Ю. Ф. Иванов, архитектор – заслуженный архитектор России, профессор Н. А. Ковальчук.

Установлен памятник в той точке Дарового, от которой во все стороны тянутся живительные для Достоевского нити: писатель смотрит на Лоск, справа от него поле с Нечаевским погостом и «родным пепелищем», слева – маленькая усадьба, хранящая память о семейных чаепитиях под вековыми липами, а позади – тенистая липовая роща, любимый приют Феди, Миши и Андрюши Достоевских.

Воздвигнут памятник на средства гражданина России Б. В. Писарева. На постаменте слова «Пророку Отечество». Для Дарового этот факт – памятник писателю на частные пожертвования – весьма знаменателен. Он стал первым искренним даром той земле, на которой взрастал русский гений, даром, положившим начало благим бескорыстным делам по возрождению земли детства Ф. М. Достоевского.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Добрич, Болгария (2008)

Первый в Болгарии памятник Федору Михайловичу Достоевскому был открыт в 2008 году в Добриче. Великий русский писатель родился в этот день 187 лет тому назад. Монумент возведен в центральном городском сквере между Драматическим театром им. Йордана Йовкова и Художественной Галереей.

На церемонии открытия присутствовали советник посольства Российской Федерации в Болгарии Сергей Фошкин и генеральный консул России в Варне Анатолий Щелкунов.

Идея поставить памятник писателю принадлежит болгарскому Фонду “Достоевский”. Автор трехметровой бронзовой композиции – болгарский скульптор Христо Илиев. На пьедестале из белого и черного мрамора написано: “1876 ГОД. ГОЛОС-НАБАТ В ЗАЩИТУ БОЛГАР”. Это знак признательности писателю за его горячий призыв помочь страдающему болгарскому народу после турецкой резни во время Апрельского восстания 1876 года.

Достоевский многократно ставил вопрос о страданиях болгар перед русским императором, обществом и Церковью и вместе с другими великими представителями русского народа внес немаловажный вклад в дело освобождения Болгарии от османского ига.

Статуя была отлита в 2004 году российским скульптором Рукавишниковым, затем для неё выбирали место и согласовывали разные юридические моменты (Большая заслуга в этом принадлежит действующему в Дрездене Германо-российскому институту культуры). И уже в 2006 году 10 октября состоялось открытие памятника, которое было приурочено к 800-летию Дрездена и 185-летию Фёдора Михайловича. На открытии памятника присутствовали президент РФ Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель. В торжественной речи они отмечали символическое значение нового монумента, укреплению культурных связей между двумя странами.

Найти памятник несложно: он расположен на набережной реки Эльбы, рядом со зданиями конгресс-центра, ландтага земли Саксония и отеля “Маритим”. Оттуда рукой подать до главных достопримечательностей Дрездена, центральной площади и замка.
Памятник Ф.М. Достоевскому в Люблино, Москва (2007)

Писатель жил в Люблино в 1866 году, недалеко от Дурасовского дворца. Установлен в Москве, на Краснодонской улице, дом 2 (на территории ГБОУ СОШ № 1148), во дворе школы, которая носит его имя. 10 ноября 2007 года состоялось открытие монумента, которому предшествовало семь лет подготовки. Автор проекта – скульптор Евгений Петрович Шишков.

Бронзовый бюст помещён на постамент из полированного гранита, на лицевой стороне которого высечены автограф писателя и надпись «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, и именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные „высшие“ идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Москве (1997)

Памятник Фёдору Достоевскому установлен в 1997 году перед зданием Российской государственной библиотеки в честь 175 годовщины со дня рождения писателя и 850-летия Москвы. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Михаил Посохин, Александр Геннадьевич Кочековский, Сергей Александрович Шаров.

Бронзовая скульптура изображает литератора, сидящего на скамье. Он о чём-то задумался, его поза неудобна, в выражении лица можно уловить ощущение безысходности и грусти. Статуя помещена на гранитный постамент нестандартной формы. На его передней части высечена надпись «Достоевский», на задней – барельеф набережной Невы в Санкт-Петербурге. Из-за необычной позы Фёдора Достоевского за монументом в народе закрепилось название «памятник русскому геморрою» или «на приёме у проктолога». Автор произведения так комментирует насмешливое прозвище своего творения:

«Что ж, по-моему, хорошо. Это иллюстрирует культуру жителей. Людей, которые всех достают, называют достоевскими. Федор Михайлович интересен тем, что не мог найти себе места. Он попытался копнуть немножко муравейник из человеческих страстишек. Мне это хотелось выразить.»

В знак уважения русскому писателю мирового значения Фёдору Михайловичу Достоевскому 12 ноября 2001 года в городе Омске открыли памятник.

Место, где установили монумент, не случайно. Он стоит на пересечении улиц Спартаковской и Партизанской. Это место является исторической частью города Омска, именно здесь, между Тарскими воротами Омской крепости и зданием, в котором сейчас располагается литературный музей имени Ф. М. Достоевского, русский писатель-каторжанин проходил множество раз.

Создателями монумента выступают – архитектор Альберт Каримов и скульптор Сергей Голованцев. Сергей Голованцев долгое время работал над монументом русскому писателю Ф. М. Достоевскому.
На монументе Фёдор Михайлович изображён преодолевающим порыв ветра, погружённым в свои мысли. По внешнему виду он представляется человеком с сильным характером.

В руке писатель-каторжанин держит Евангелие, только Священное Писание разрешено было читать Достоевскому в остроге. Именно здесь, у писателя произошло переосмысление жизненных ценностей, именно в остроге он обратился к Богу.

Вместе с пьедесталом высота скульптуры составляет пять метров. Изначально она была бетонной, а в 2007 году скульптуру заменили на бронзовую.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Санкт-Петербурге (1997)

Автор памятника – Любовь Михайловна Холина – создала эскиз гранитного памятника Достоевскому ещё в 1956 г. и в течение нескольких последующих лет дорабатывала его, но по разным причинам время для установки памятника ещё не настало. Лишь 31 октября 1988 г. Исполком Ленсовета издал постановление, по которому Главное Управление культуры, Ленинградские организации Союзов архитекторов и художников РСФСР объявили о проведении конкурса на разработку проекта памятника Ф. М. Достоевскому. Всего на конкурс было представлено 12 проектов, и первую премию получила работа Л. М. Холиной и архитектора В. А. Петрова. Однако этот проект не был осуществлён, поскольку потребовалось заменить гранитную скульптуру писателя на бронзовую.

Необходимые изменения в проект были внесены в 1993-1994 гг. с участием сына и внука Л. М. Холиной: художника Петра Александровича и скульптора Павла Петровича Игнатьевых. Разработанный эскиз скульптуры Достоевского был отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура».

Место установки памятника было выбрано по инициативе Музея Ф. М. Достоевского и главного художника города И. Г. Уралова: бульвар Большой Московской улицы около церкви Владимирской иконы Божией Матери рядом с домом на углу Кузнечного переулка и Ямской (Достоевского) улицы: именно здесь Достоевский окончил свои дни.

Памятник был открыт 30 мая 1997 г. Каждую первую субботу июля рядом с памятником открываются Дни Достоевского в Санкт-Петербурге.

Бронзовая фигура Достоевского высотой 2 м изображена сидящей, в напряжении работы над своим произведением. Взгляд писателя обращён к церкви Владимирской Божией матери. Скульптура установлена на гранитный постамент высотой 1,5 м. На постамент нанесена простая врезными тонированными буквами надпись «Достоевскому».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Таллине (2002)

В центре Таллина, в парке Канути, прилегающем к Центру Русской Культуры, стоит памятник классику русской литературы, великому писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому.

Как известно, в юности он часто бывал в Ревеле, где проживал его старший брат Михаил. Более того, «ревельский период» нашёл отражение и в творчестве Фёдора Михайловича: в частности, считается, что образ Великого Инквизитора в « » был списан с пастора фон Хууна, с которым писателю довелось пересекаться в Ревеле.

Памятник Достоевскому в Таллине был установлен в 2002 году. Он был преподнесен в дар столице Эстонии правительством Москвы, о чём свидетельствует надпись на высоком гранитном постаменте. Автором проекта является российский скульптор Валерий Евдокимов. Воздвигнут памятник был по инициативе Общества Славянских культур.

Выбор места установки памятника не случаен. Во-первых, в его пользу говорит близость Центра Русской Культуры. Во-вторых, о парке Канути, который в царское время был частью Инженерного сада у Ревельской инженерной команды, Фёдор Михайлович часто вспоминал в письмах, адресованных его брату Михаилу. Исходя из этого, более правильное место для установки памятника великому русскому писателю в Таллине вряд ли можно найти.

Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому в Тобольске расположен в одноимённом сквере рядом с храмом Петра и Павла. Открыт 29 октября 2010 г. Автором памятника выступил Михаил Переяславец – действительный член Российской Академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова.

Выполненный из бронзы памятник показывает сидящего на скамье Фёдора Достоевского, который провёл в Тобольске 10 дней в 1850 г. в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омске. Рядом с писателем на скамье лежат тюремные кандалы и Евангелие, которое ему подарила Наталья Фонвизина, жена декабриста Михаила Фонвизина. Писатель сидит на грубой деревянной колоде, у него усталый вид, грубые от тяжёлой работы руки.

Место установки памятника было одобрено членами исторического совета Тобольска, поскольку Достоевский именно в этом районе пребывал в пересыльном пункте.

Памятник русскому писателю Федору Достоевскому расположен в Саде скульптур во дворе ресторана «Эрмитаж» (ул. Ольминского, 18).

Федору Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, всемирная слава которому пришла после смерти.

Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).
Мемориальные доски

По многим адресам, где проживал и работал Ф. М. Достоевский установлены памятные доски, в частности в Санкт-Петербурге на следующих домах:

1971 – Владимирский проспект, 11 (дом К. Я. Пряничникова) со стороны Графского переулка, 10: «В этом доме с 1842 г. по 1845 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
1956 – Кузнечный переулок, 5/2 (дом У. К. Кучиной), ныне музей писателя: «В этом доме в 1846 г. и с 1878 г. по день смерти 9 февраля 1881 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
2000 – Вознесенский проспект, 8 (доходный дом Я. Х. Шиля)
1995 – 3-я Красноармейская улица (бывшая 3-я рота Измайловского полка, 5) со стороны улицы Егорова, 8: «На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф. М. Достоевский и работал над “Записками из Мёртвого дома” и романом “ ”»
1998 – Казначейская улица, 7 (ранее доходный дом И. М. Алонкина на Малой Мещанской): «В этом доме в 1864–1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман “Преступление и наказание”». Здесь же был создан роман «Игрок»
1986 – доска на фасаде курзала «Висбаденские воды» напоминает о том, что в Висбадене создавался роман «Игрок»
2006 – в Вильнюсе на здании гостиницы по улице Диджейи № 20, в которой в 1867 году по пути в Берлин останавливался Ф. М. Достоевский с женой Анной Григорьевной, была открыта мемориальная таблица скульптора Ромуальдаса Квинтаса. Впоследствии Достоевский кратковременно бывал там по пути из Петербурга в Западную Европу и обратно

Достоевский был во Флоренции дважды: с Н. Н. Страховым летом 1862 года и с декабря 1868 года по июнь 1869 года с женой Анной Григорьевной. На площади Питти (Palazzo Pitti ) на доме № 22 имеется мемориальная доска: «Где-то здесь на рубеже 1868 и 1869 годов Федор Михайлович Достоевский завершил роман „ ”» (итал. In questi pressi fra il 1868 e il 1869 Fedor Michailovic Dostoevckij compí il romanzo «L`Idiota» ). Уже после установления памятной доски Н. П. Прожогин обнаружил запись Достоевского в библиотеке с указанием своего действительного адреса во Флоренции: улица Гвиччардини (Guicciardini ), 8. Роман «Идиот» писатель завершил 17 января 1869 года.

Зона Достоевского

«Зона Достоевского» – так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф. М. Достоевского. В домах № 1, № 7 (установлена памятная доска) и № 9 по Казначейской улице жил писатель, а в доме № 1 в квартире брата Михаила располагались редакции журналов «Время» и «Эпоха».

Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачиваются действия ряда произведений писателя (« », « » и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей – Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других.

На Гражданской улице (бывшей Средней Мещанской) в доме № 19 (угол Столярного переулка, 5) по мнению краеведов «жил» Родион Раскольников. Во многих путеводителях по Санкт-Петербургу это здание значится как «Дом Раскольникова», на углу которого 7 июля 1999 года был установлен горельеф Ф. М. Достоевскому.

«Зона Достоевского» создана в 1980-1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок расположенные здесь памятные места, которые связаны с именем писателя.

Москва – родной город великого русского писателя Федора Достоевского. В Москве будущий писатель родился в 1821 году и провел здесь свое детство. В 1837 году, когда Достоевскому исполнилось 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил своих сыновей Михаила и Федора в Петербург учиться на военных инженеров.

Памятник писателю в его родном городе был установлен в 1997 году, когда праздновалось 850-летие основания Москвы. Годом ранее отмечалось 175 лет со дня рождения Федора Михайловича. Монумент был создан скульптором Александром Рукавишниковым и архитектором Михаилом Посохиным при участии архитектора Александр Кочековского и художника Сергея Шарова. Памятник находится у здания Российской государственной библиотеки – бывшей «Ленинки» на углу улиц Моховой и Воздвиженки. К слову, Рукавишников позже создал еще один похожий памятник писателю, который был установлен в Дрездене.

Эта работа Александра Рукавишникова вызвала ряд вопросов и нареканий: поза, в которой изображен писатель, показалась неудобной и неестественной, место установки памятника – спорным. Писатель погружен в раздумья, но при этом его взгляд словно «провожает» каждого, кто проходит мимо монумента. Достоевский сидит на скамье, задрапированной тканью. Эта композиция помещена на гранитный постамент нетривиальной формы. На лицевой стороне пьедестала высечена только фамилия писателя, а на обратной стороне находится барельеф с изображением набережной, в которой можно узнать и набережную Невы, и Москвы-реки.

Отметим, что в Москве есть также памятник Достоевскому работы скульптора Сергея Меркурова. Он стоит во дворе дома №2 по улице Достоевского, в котором писатель родился и провел детские годы. В доме с конца 20-х годов прошлого века расположен музей-квартира писателя (сейчас филиал Государственного литературного музея), а стоящий там памятник стал одним из первых, установленных в Москве в советское время. Статую Федора Михайловича Меркуров создал в 1914 году, а ее установка состоялась в 1918-м на Цветном бульваре, в 30-е монумент был перенесен на свое нынешнее место.

Памятник Достоевскому – вещь крайне странная. Фактура у писателя совсем не та чтобы им легко было украшать города. Того же Толстого можно поставить куда угодно и везде он будет на своем месте. Особенно если это запущенный городской парк, в котором он, мелькая из-за деревьев, может ненавязчиво напоминать о добром и вечном. С Федором Михайловичем так не получится. У него в жизни были десять лет каторги, эпилепсия и патологическая зависимость от азартных игр. Да и известен он по большей части своими психологическими романами, в которых каждый жест – истерика больного сознания. В его текстах есть описания суицида, убийства и даже растления малолетней девочки. Ну и как такого человека отливать в граните? Как ты его не украшай, а больное нутро все равно себя покажет. Например, известный памятник писателю у Ленинской библиотеки. Достоевский там просто сидит и смотрит себе на руки. Если приглядеться, то сразу станет видно, что это арестант на допросе с пристрастием. Глаза прячет, чтобы на следователя не смотреть, а спину сгорбил, потому что ждет удара конвоира…

https://499c.ru/pered-gosudarstvennoi-bibliotekoi-im-lenina-stoit-pamyatnik-pamyatnik/

Достоевская – станция Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Открыта в составе участка «Трубная» — «Марьина Роща» 19 июня 2010 года. 181-я станция Московского метро. Станция названа по одноимённой улице в честь русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, который родился в этом районе.

Строительство станции велось с середины 1990-х годов. Долгое время строительство было заморожено. Работы были возобновлены лишь в 2007 году, когда были пройдены полностью левый и правый станционные тоннели и началась проходка центрального зала, построен один из двух наклонных эскалаторных ходов. В апреле 2009 года из-за нехватки средств на строительство было принято решение о переносе открытия станции на май 2010 года, однако открыта станция была лишь во второй половине июня.

На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»

Роман „Идиот“ – является одним из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х годов.

Братья Карамазовы – последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

http://moscowalk.ru/transport/metro/dostoyevskaya.html