BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
декември 2019
П В С Ч П С Н
« ное.    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

БОЛГАРОЛЮБЕЦ Д. С. ЛИХАЧЕВ

Невяна Дончева-Панайотова (Болгария)
профессор Великотырновского университета

«Плоть Болгарского государства создал Аспарух, его дух — Кирилл и Мефодий, и это государство духа, в котором сомкнутым строем стояли за болгарский народ язык, письменность, литература…» Эти слова одного из самых выдающихся мудрецов ХХ века академика Дмитрия Сергеевича Лихачева уже четверть столетия поддерживают самоуважение и достоинство болгар. Даже если бы выдающийся ученый написал о Болгарии только эти строки, он все равно заслужил бы оценочное определение — болгаролюб. И не только потому, что любовь к Болгарии — неотъемлемая часть его богатой душевности и сущностная характеристика его мировоззрения. И не только потому, что он многократно признает: «Я люблю Болгарию, и древнюю, и современную, и будущую. Люблю ее прошлое, ее настоящее, и ее будущее». А прежде всего потому, что академик Лихачев выбрал самое действенное средство, чтобы выразить свою огромную любовь к Болгарии, болгарскому народу, болгарской литературе и культуре — научное слово. Тема Болгарии и ее культурного наследия присутствует во многих его книгах и статьях, в многочисленных интервью и выступлениях. Считая, что все великое современно во все времена, ученый выбирает своим временем и пространством средневековье и в его необъятности он находит Болгарию и болгар. Производит впечатление, что он по своим интересам и предпочтениям связан с прошлым, а как личность целиком отдан общественным проблемам современности. Чувствительные струны этой личности звучат в его изящной публицистике, которую многие называют публицистикой высшего класса. В многочисленных выступлениях и интервью по актуальным вопросам эпохи, которые дают основания называть его другим оценочным определением — совесть века. Значительная часть их является результатом поездок академика Лихачева по Болгарии и знакомства с ее природными и историческими достопримечательностями, встреч и разговоров с болгарами разных слоев — писателями, учеными, журналистами, студентами, простыми людьми. Так рождается его болгарская книга «Симметрия времени», так возникают советы мудреца, собранные в уникальных «Письмах о добром и прекрасном», так выкристаллизовываются 10 заповедей человечности. Сам Дмитрий Сергеевич признает, что самая большая удача в его жизни — сочетание научной работы с общественной деятельностью. Жизненное кредо признанного гуманитария ХХ века содержится в сформулированной им самим максиме: «Человек должен жить так, как будто он может умереть сегодня, а работать так, как будто он бессмертен». Вся деятельность Дмитрия Сергеевича как ученого, публициста, общественника — доказательство отстаиваемой им самим жизненной и творческой концепции о неразрывном единстве между традицией и новацией. Она выражена красивым оксюмороном: ищу древних современников, — ставшим заглавием одной из его статей. Этот авторский афоризм превратился в самую содержательную характеристику отношения академика Лихачева к культурному наследию славянского средневековья, вечному и актуальному даже для самого нового времени.

В представлениях своих современников, по всеобщему мнению, академик Лихачев присутствует как фигура эмблематическая не только для палеославистики, но и вообще для гуманитаристики ХХ века, потому что в многочисленных трудах его доминирует идея библейского звучания — идея о человеке как центре Вселенной. Поэтому он не раз восхищается сочинением Иоанна экзарха Болгарского «Шестоднев», определяя его как один из самых поэтических памятников в мировой литературе. И как древнеболгарский писатель, который возвеличивает гармонию во всем мире и ищет место человека в нем, так и выдающийся исследователь первый начинает говорить не только об экологии природы, но и об экологии человеческого духа. Заслугой Дмитрия Сергеевича является тот факт, что он признает ведущую роль болгарской литературы в исключительно сложных и динамических процессах славянского средневековья, поскольку она создается и утверждается как классическая в системе древних славянских литератур. Появление литературы такого высокого уровня, по его словам, выглядит чудом. Его тезис о национальном своеобразии, европейском значении средневековой болгарской литературы стал отправным современной палеославистики. Он первым усмотрел в сочетании собственно болгарских и общечеловеческих черт сущностную характеристику и проявление национального своеобразия древней болгарской литературы, своеобразия огромной значимости для всех славянских народов. Корни и первооснова общечеловеческого смысла и общеславянской значимости древнеболгарской литературы, по мнению ученого, следует искать в эпохальном деле славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Во второй половине далекого IX века они основывают и утверждают новую цивилизацию в Европе, которая занимает место рядом с греческой и латинской, и свыше тысячелетия соперничает с ними за место под солнцем. Это славянская цивилизация, чьи творцы и в ходе следующих столетий достойно продолжают традиции создателей славянской письменности и культуры. В вопросе об облике, месте и значении кирилломефодьевского наследия и достижениях болгарской литературы в эпоху первого золотого века присутствует еще одна важная болгарская тема — Тырновская литературная школа. Дмитрий Сергеевич первый говорит о ней в рамках общеславянского культурного развития и оценивает ее значение в масштабах Европы объективно. Важная черта личности ученого заставляет его признать: Тырновская литературная школа сделала для славянской культуры больше, чем в других случаях сделано за целых два столетия. Вопросы об облике, месте и значении Тырновской литературной школы в диалоге культур и литератур южных и восточных славян присутствуют еще в капитальном докладе «Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России», представленном на 4 Конгрессе славистов в Москве в 1958 году. В пестрой картине мнений о роли, месте и значении второго южнославянского влияния в России, которые колеблются между двумя полюсами: от полного одобрения до полного отрицания, выделяется мнение Дмитрия Сергеевича Лихачева, который считает, что оно приносит с собой новые темы, новые идеи и новый литературный стиль, в котором не без основания можно увидеть отражение веяний общеевропейского предвозрождения. Заслуга Дмитрия Сергеевича не только в авторитетной постановке проблемы о втором южнославянском влиянии на русскую культуру и литературу, но и в категорическом признании существенной роли Болгарии в этом общекультурном процессе. Болгария в XIV веке, пишет он, в целом была тем огромным центром, через который проходило византийское влияние в Сербию и Россию, центром, в котором это византийское влияние получало свою славянскую окраску, закрепляясь в многочисленных переводах. Самое яркое доказательство — Тырновская литературная школа и ее отражение в культурной и литературной жизни других балканских и славянских народов. Тырновская школа, пишет Дмитрий Сергеевич, закрепила то, что развилось исподволь века. Она образовалась, как кристалл образуется в перенасыщенном растворе. Она приобрела новую структуру, оформляясь как новая структура на основе издавна слагавшегося, и приобрела значение для всей болгарской культуры, дав ей обороноспособность и самостоятельность для проникновения в другие страны, в частности на Русь.

Болгары признательны Дмитрию Сергеевичу Лихачеву за все идеи, оценки, наставления, высказанные им на международных форумах, в научных публикациях, в личных разговорах со своими коллегами. По-моему, Дмитрий Сергеевич был одарен Богом невероятным умением общаться с людьми, поддерживать живые связи, оставаться человечным и учить других. Не каждому большому ученому дана эта способность, у Дмитрия Сергеевича этот Божий дар был в необычайно широких границах: от личных контактов до академических заседаний и обсуждений. В ленинградской школе медиевистики Дмитрия Сергеевича Лихачева имели счастье учиться и болгарские специалисты. То, что мы усвоили здесь, осталось на всю жизнь. Это были уроки не только по средневековой литературе, но это были незабываемые уроки о добром и прекрасном, и человечности, порядочности, научной этике. Я не знаю, смогли ли мы в своих научных трудах сделать нужное для увековечивания этих уроков Дмитрия Сергеевича. Но столетие со дня его рождения — подходящий повод присоединиться к вашим усилиям и начинаниям. Поэтому, в мае месяце у нас был учрежден под патронажем нашего президента господина Георгия Пырванова национальный комитет по празднованию юбилея. В него входят министры, парламентарии, ученые, сопредседатели комитета — три ректора университетов: Великотырновского, Софийского и по библиотечному делу и информационным технологиям. Ректор Великотырновского университета рядом с нами здесь на заседании (аплодисменты). Как член этого комитета и исполнительного бюро я уполномочена передать организаторам и участникам Лихачевских торжеств в Петербурге сердечное приветствие и заверить вас, что мы постарались по достоинству отметить столетие Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мы подготовили библиографию «Дмитрий Лихачев в Болгарии», которая была издана совсем недавно. Подготовили и издали юбилейный номер Кирилло-мефодьевского вестника. Книги — и библиографию, и этот юбилейный номер — мы подарили уже Фонду имени Лихачева. А эти я хочу передать представителю Пушкинского Дома господину Багно (аплодисменты). В библиографии включены все болгарские публикации ученого и все материалы о нем в болгарских изданиях, библиография аннотирована, снабжена, как положено, указателями, и в ней размещены фотографии. Автор-составитель библиографии тоже воспитанница санкт-петербургской школы по библиографии и библиотечному делу, а я написала вступительную статью в этой книге о жизни и научном творчестве Дмитрия Сергеевича. Эта библиография также является знаком признательности за огромный вклад выдающегося ученого в болгароведение. У нас была издана марка юбилейная с ликом Дмитрия Сергеевича по поводу юбилея. В разных городах и учреждениях были показаны фильмы: «Век Лихачева», второй — болгарский фильм по сценарию Калины Кановой (?), тоже присутствующей здесь, «Несколько дней с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым». У нас были организованы научные конференции и юбилейные торжества в гуманитарных университетах и в Болгарской академии наук. Были названы аудитории, читальные залы, даже появилась улица имени Дмитрия Сергеевича Лихачева. В нашем Великотырновском университете святых Кирилла и Мефодия, который ученый любил и с удовольствием посещал, по решению академического совета русский культурный информационный центр университета, который является единственным в Болгарии, был назван именем академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мы организовали студенческий конкурс на написание эссе по теме: мое прочтение «Писем о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева.