BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
февруари 2020
П В С Ч П С Н
« ян.    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Митрополит США, Канады и Австралии ИОСИФ

Митрополит США, Канады и Австралии ИОСИФ (БОСАКОВ)

Третье марта – это День свободы, возвестивший в 1878 году освобождение Болгарии от турецкого рабства. Он является национальным праздником всех болгар.

Вспомним страшное начало турецкого завоевания. В те кровавые дни и ночи св. Патриарх Евфимий понял, что несмотря на усилия своих защитников, престольный Тырновград скоро падет. Духовный отец болгар вызвал лучшего мастера колоколов и сказал ему: “Сделай мне колокол, в чьем звоне будет звучать душа Болгарии!” – “Как же я могу сделать такой колокол?” – спросил мастер. Святейший Патриарх велел ему раскалить металл, после чего принес какую-то ветхую книгу, поцеловал ее и со слезами на глазах бросил в горящую печь…

В этой книге была написана история Болгарии.

Когда колокол был отлит, его повесили на самом высоком месте города – холме Царевец. Оттуда начал доноситься его голос – глухой, грозный…

Кровожадный Сулейман Челеби приказал выковать из колокола ятаганы. Но когда иноверцы попытались стащить его с колокольни, он упал и погрузился глубоко под землю. Это случилось в черный день 17 июля 1393 года.

Замолк колокол и молчал 500 лет.

Это – легенда. Но те 500 лет – не легенда. И в какие бы слова не вылилась сегодня наша скорбь, все равно это будет ничто перед лицом вековых мук и страданий нашего народа.

И посему перейдем прямо к Третьему марта. Светлой вершиной высится этот день в истории Болгарии. На нем – печать вековых боев с ненавистным турецким поработителем.

Трудно в нескольких словах охватить чувства десятков поколений, ожидавших этого дня. Один отрывной листок календаря не может воскресить нам все великолепие этого дивного дня, осиявшего всю землю нашу лучами болгарского солнца.

Но истина и без подробностей велика и огромна. Ибо проверена историей, временем, братской любовью между двумя братскими народами – болгарами и русскими, скреплена пролитою кровью.

“Нет большей любви, чем положить душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13), – говорит Господь Иисус Христос.

Посему и народ наш встречал хлебом-солью своих освободителей. Подвиги их овеяны песнями и преданиями, над костями их высятся памятники, не зарастает народная тропа к их музеям. В истории останутся морозы и зной, кровавые бои на Шипке и Шейнове, пожарища в Старой Загоре, долина мертвых у Плевны, но память народная не перестанет свидетельствовать о глубокой благодарности и благоговении болгарского народа.

Отчего мы празднуем этот день и в храме?

В нашем церковном календаре он отмечен красными буквами – День освобождения Болгарии. Это значит, что мы должны отметить его с душевным подъемом, извлечь из него назидание и пользу для души.

На чем же нужно остановить прежде всего наше внимание?

Турки не отличали “болгар” от “православных христиан”. Это мы сегодня отличаем их. Они называли всех болгар “гяурами”, т. е. неверными с точки зрения магометанской религии. Желая стереть нас полностью с лица земли, они пытались отуречить нас, отнять у нас нашу веру, ибо знали, что если отнять веру, то с народностью уже не будет никаких проблем.

Разрушая наше национальное достояние, турки не постыдились посягнуть и на наше духовное сокровище. Завоеватели отправили в ссылку Святейшего Патриарха, уничтожили Патриархию, сожгли в огне все наши библиотеки, разрушали церкви и монастыри. Много раз посягали они и на нашу святую веру. Множество мучеников за веру Христову выдвинула наша Церковь за время турецкого рабства. Но в уцелевших храмах и монастырях мы сохраняли нашу самобытность и национальный дух. Пятьсот лет оставались мы без своего правительства и государства. Наша святая Церковь была для нас всем. Она сохранила нам веру, книги, традиции, обычаи, язык, самое имя болгарское. В храмах и монастырях народ наш искал опору, защиту, школу, верных друзей. В храмах и монастырях теплился огонек непокорного национального духа. Из храмов и монастырей вылетели впоследствии соколы борьбы за свободу и независимость. Ни одно наше восстание не обошлось без священника или монаха, нет ни одной акции против турок, в которой не был бы замешан болгарский духовник. Защищая свою веру, они защищали и честь нашего народа.

Из недр болгарской веры и Церкви выросли все титаны духа, которые добились церковной независимости, принесшей впоследствии и политическую свободу. Церковники поддерживали идею о братстве православных народов, они искали помощи у единоверцев, они поддерживали в народе убеждение, что на севере у нас есть старший брат той же крови, веры и языка, который поможет нам освободиться. Туда отправляли монахов за милостыней, туда посылали детей учиться, оттуда ожидали помощи.

Из монастыря вышел и святой Паисий Хиландарский, автор первой нашей “Истории”. Начиная с которой народ наш почувствовал себя народом. И снова церковники разносили и распространяли ее между людьми. Церковники вызвали к жизни все наше национальное Возрождение и довели его до “Болгарской Пасхи” – дня, в который воскресла независимая Болгарская Церковь, олицетворение единства болгарского народа в его исторических землях.

Болгарская Церковь послала Драгана Цанкова и Марко Балабанова в столицы европейских держав, чтобы ознакомить их правительства с турецкими зверствами при подавлении Апрельского восстания. И когда на Западе у них спросили: “Где же ваши акредитивные письма?” – они ответили: “Наши акредитивные письма – это сожженные города и деревни, невинная кровь жертв и слезы болгарского народа!” И именно в ответ на слезное прошение Болгарского Экзарха Антима о помощи и избавлении болгарского народа, Император Александр ІІ собственноручно написал резолюцию: “Болгарию освободить!”

Так как же нам не праздновать Третье марта!

Ведь он – и наш церковный праздник, который праздновался Болгарской Православной Церковью во все времена. Лучшие проповеди читались в этот день, самые торжественные молебны пелись в этот праздник. В то время народ наш был церковным. Искал благословения Божия. Веровал в силу креста. Вожди и солдаты пели полною грудью: “Христос воскресе!”, “С нами Бог!”. Царское и владычнее благословение было: “И да хранит вас Господь!” И на устах освободителей были тоже церковные слова: “За братий! За светлое дело! За веру Христову! За свободу славян!” А кишиневский епископ Павел, благословляя болгарское ополчение, сказал: “Добровольцы, болгары!… Да поможет вам Господь поразить врага, а ваших родных братьев спасти от рабства, муки и гибели… Сильный в брани Господь да подаст вам силу!” И на Самарском знамени стоят слова: “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!”

Как некогда праведный Лазарь ждал в гробу голоса Спасителя, так и болгары ждали Третье марта. И тот колокол, который погрузился в землю в 1393 году, снова зазвонил Третьего марта. Но не похоронным звоном, а пасхальным благовестом.

“Болгария воскресла! Камень, который несколько веков покрывал заживо погребенный болгарский народ, ныне отвален!” – напишет Болгарский Экзарх Йосиф І в благодарственном послании Царю Освободителю.

Так что же такое для нас этот день – Третье марта?

День благодарной памяти, день поклонения! День, когда нужно помолиться о всех, которые дали свою жизнь за веру и освобождение Родины. День, когда надо вспомнить, что испепеленная пятисотлетними пожарищами болгарская земля населена народом, сохранившем во все эти века жестокого рабства свой национальный характер, свою православную веру, свой бойцовский и созидательный дух. Народом, который под святым человеческим словом “Свобода” добавил и клятвенное: “или смерть”. Народом, который был готов к своему Третьему марта и достоин его.

И так, Третье марта – это светлый день и для нас, верующих. День, который нужно помнить всегда. День, в который мы должны спеть “Вечную память!” всем русским солдатам, болгарским ополченцам, болгарским бунтарям, просветителям и строителям нашего Отечества.