BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Киприан, или нет пророка в своем отечестве, даже если это «отечество» Православная Церковь

Киприан

16.04.2008

Киприан, святой митрополит Киевский и Всея Руси, писатель и переводчик. Родился примерно в 1330 году на Балканах, умер 16 сентября 1406 года в Москве. Болгарин или серб, возможно, из семьи тырновских Цамблаков. Свой монашеский путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, позже перешел в Константинополь, затем на Афон.

В Византии Киприан сблизился с Патриархом Филофеем Коккином (1353 – 1354, 1364 – 1376 гг.), став его келейником. В 1373 году Киприан был послан Патриархом в Литву и на Русь для примирения великого князя Литвы-Руси Ольгерда и великого тверского князя Михаила с митрополитом Алексеем, формально киевским, но фактически московским, и стоявшим за ним великим московским князем Дмитрием. Однако споры, временами переходившие в войны, уладить было невозможно и в 1375 году православные князья Литвы и Руси, недовольные промосковской позицией митрополита Алексея, предложили Патриарху Филофею посвятить Киприана в митрополита.

Патриарх Филофей 2 декабря 1375 года рукоположил Киприана в митрополита «киевского, русского и литовского» с тем, чтобы после смерти Алексея он объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси.

В июне 1376 года Киприан прибыл в Киев.

Летом 1378 года (митрополит Алексей умер в феврале 1378 г.), списавшись с Сергием Радонежским, Киприан сделал попытку вступить в свои права наследования вопреки воле князя Дмитрия, но был схвачен около Москвы, провел ночь в заточении, а затем был выдворен.

Зимой 1378/79 годов Киприан отправился в Константинополь и пробыл там до июня 1380 года, когда собор Патриарха Нила поставил в митрополиты «Киевские и Великой Руси» Пимена по подложной грамоте московского князя Дмитрия.

Не заполненная грамота с подписью и печатью была выдана князем московскому послу. По прибытии посольства в Константинополь и понимания политической, и религиозной ситуации в столице Империи ее необходимо было заполнить соответствующим образом. Князь Дмитрий приказал хлопотать о возведении в митрополиты своего любимца Митяя. Однако Митяй умер по дороге и Пимен убедил посла заполнить грамоту на свое имя.

Киприан покинул Константинополь незадолго до окончания работы собора. Патриарх Нил оставил за ним звание митрополита «Малой Руси и Литвы», но в случае его смерти дал Пимену право распространить свою власть на Малую Русь и Литву и стать митрополитом «Киевским и всея Руси».

Весной 1381 года, после смерти темника Мамая, московский князь Дмитрий пригласил Киприана из Киева, и в конце мая митрополит прибыл в Москву (в декабре возвращавшегося в Москву Пимена задержали в Коломне и отправили в заточение в Чухлому).

В том же году Киприан создал свою редакцию «Жития Петра митрополита», первого владыки, прожившего немало лет в Москве. В уста Петра (выходца из галицко-волынских земель) Киприан вложил пророчество о будущем величии Москвы при условии поддержки ею православия. По умолчанию, позиция московского князя Дмитрия, в моменты противостояния с Киприаном, считалась автором не православной. Эта редакция «Жития Петра» вошла как составная часть в написанную Киприаном «Службу митрополиту Петру».

Во время нашествия на Москву хана Тохтамыша, когда великий князь Дмитрий бежал в Кострому, митрополит, также уехал из города. После разграбления Москвы татарами Дмитрий и Киприан вернулись. Киприан, стараясь предостеречь князя от решения сменить его на Пимена, придал вид учительного риторического «слова» летописной «Повести о Митяе-Михаиле», своем предыдущем конкуренте и любимце князя Дмитрия. Той же осенью, однако, Киприан вновь был изгнан из Москвы, а туда возвращен Пимен, и митрополия вновь оказалась поделенной по границе ордынских владений.

Московские источники хранят глухое молчание о возможном влиянии Тохтамыша на решение Дмитрия о втором изгнании Киприана, однако не исключено, что без участия разорителя Москвы здесь не обошлось. В Орде считали Киприана врагом, поскольку он был первый из митрополитов, пытавшихся закрепиться в Москве и не ездивших на поклон к ханам.

В следующие, 1383 – 1385 годы на Руси и в Константинополе произошла весьма темная история с появлением третьего, помимо Киприана и Пимена, митрополита на Руси, Дионисия Суздальского. Дионисий, будучи еще епископом, в 1379 году резко выступил против попытки великого московского князя Дмитрия провести в митрополиты своего любимца Митяя. За это Дмитрий на несколько месяцев посадил его в заключение, позже они помирились и летом 1383 года, уже к тому времени архиепископ Дионисий отправился в Константинополь «по слову» князя Дмитрия хлопотать о своем возведении в митрополиты, это при том, что в Москве был уже митрополит Пимен, а Киеве Киприан.

В Константинополе довольно долго продержали Дионисия, но, наконец, решили и его вопрос, поставив третьего митрополита для Руси. На обратном пути Дионисий заехал в Киев и был здесь арестован, и заточен местным князем Владимиром, родным братом великого князя Литвы-Руси Ягайло. Вряд ли Владимир мог действовать столь решительно без согласования с Ягайло, но какова роль в этих событиях Киприана остается загадкой. Как и не очень понятна роль во всей этой истории московского князя Дмитрия, остается вопрос и о месте хана Тохтамыша, и о возможном участии в этой странной истории нового великого суздальско-нижегородского князя Бориса, который вместе с Тохтамышем участвовал в грабеже Москвы в 1382 году. Заточения Дионисий Суздальский не выдержал, он был уже стар, и осенью 1385 года скончался.

В 1386 году несколько усложнилась ситуация для Киприана и в Литве-Руси, великий князь Ягайло принял предложение польской знати, женился на польской королеве Ядвиге и стал католиком. Однако распространение католичества в Литве-Руси пошло относительно быстрыми темпами лишь на территории собственно Литвы, где католиками становились в основном вчерашние язычники и близкое к великому князю боярское окружение, менявшее вероисповедание вслед за господином. Распространение католичества в других землях Литвы-Руси во многом сдерживалось тем, что большинство представителей высшей знати: Гедиминовичи, Рюриковичи и даже позже поднятые почти на самый верх католиком Витовтом, Гольшанские, в большинстве своем оставались православными.

У православного митрополита Киприана до конца его жизни сохранились добрые отношения с католическим королем Ягайло и сменившим его на великокняжеском престоле Литвы-Руси, также тогда уже католиком, Витовтом.

В 1386 году Киприан вновь отправился в Константинополь, чтобы все-таки выиграть борьбу у московского князя Дмитрия и митрополита Пимена.

В апреле 1387 года в Константинополе Киприан закончил переписку «Лествицы» Иоанна Синайского».

В мае того же года Киприан был послан Императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь, поездка была непродолжительной, и Киприан вскоре вновь вернулся в столицу Империи.

В феврале 1389 года новый константинопольский Патриарх Антоний низложил митрополита Пимена и восстановил Киприана в звании митрополита Киевского и Всея Руси.

В марте следующего года Киприан вернулся в Москву, как победитель. Его случай был первым и пока последним примером победы главы Русской Церкви над главой Московского (Российского) государства.

http://kiprian.ru/past/2008/04/16/kiprian/