BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
ноември 2018
П В С Ч П С Н
« окт.    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Московский Кремль. Несохранившиеся памятники архитектуры.

Александра Невского св. князя собор

Фрагмент плана "Кремленаград" с восточной стороны Звонницы.
Впервые упоминается в летописи в 1625 г. При патриархе Филарете в 1630 г. с восточной стороны звонницы недалеко от церкви Черниговских чудотворцев, вероятно на месте предшествующего, построен новый храм. С 1634 г. он именуется собором. Немногочисленные сохранившиеся планы Кремля того времени не дают изображения церкви Александра Невского.
При строительстве в последней четверти ХVII века новых Приказов на Ивановской площади, законченных при царе Федоре Алексеевиче, вместо предполагаемой ранее церкви Трех Исповедников над первым ярусом Приказных палат, рядом с проезжими воротами, ведущими к Тайницкой башне, в 1681-1683 годах были выстроены две церкви под одной крышей. Сюда перенесли престолы св. князя Александра Невского и Черниговских чудотворцев, а старые храмы, очевидно пришедшие в ветхость, разобрали. Оба собора были освящены в 1683 году.


Фрагмент панорамы Кремля из Замоскворечья. Гравюра П. Пикарта. Около 1707 г.


Фрагмент плана и фасада здания Приказов с церквями Черниговских чудотворцев и св. князя Александра Невского со стороны Ивановской площади.

На гравюре начала ХVIII века, изображающей вид на Кремль из Замоскворечья показаны и эти храмы. Они располагались к западу от ворот, устроенных в первом ярусе сооружения Приказных палат. В отличие от крепостных, эти ворота назывались Верхними Тайницкими. Одинаковые по архитектуре обе церкви стояли одна за другой в направлении север-юг, занимая второй ярус палат. Единая четырехскатная кровля была увенчана десятью главами. Здания храмов окружало открытое гульбище, на которое со стороны Ивановской площади вела лестница.
В 1772 году при подготовке к строительству Кремлевского дворца по проекту В. Баженова обе церкви вместе со всеми Приказными палатами были разобраны.

Александру II памятник – монумент


Фрагмент панорамы Кремля от Москвы-реки. Фото начала ХХ века.

Мемориальный комплекс, посвященный Александру II, был сооружен по инициативе его сына императора Александра III в память о царе – реформаторе, царе-освободителе, отменившем в 1861 году крепостное право. Монумент заложили в 1893 году в юго-восточной части Кремля над склоном холма, обращенным к Москве-реке. В его создании принимали участие архитектор Н.В. Султанов, скульптор А.М. Опекушин и художник П.В. Жуковский. Строительство велось в течение пяти лет на всенародные пожертвования.


Общий вид памятника – монумента с северо-западной стороны. Фото начала ХХ века.


Вид на монумент с Ивановской площади, фасад. Фото начала ХХ века


Монумент Александру II, вид со стороны Ивановской площади. Фото начала ХХ века.

16 августа 1898 года памятник был торжественно открыт. В центре монумента на прямоугольном пьедестале стояла статуя императора, отлитая из темной бронзы. Над ней возвышалась шатровая сень в стиле архитектуры ХVII с золоченой кровлей. На пьедестале размещалась надпись: "Императору Александру любовию народа". Центральную фигуру императора, обращенную в сторону Ивановской площади, с трех сторон окружала сквозная арочная галерея, на сводах которой размещались 33 мозаичных портрета русских государей от св. Владимира до Николая I. Портреты были выполнены по эскизам П.В. Жуковского – сына знаменитого поэта.
С марта 1918 года Кремль стал резиденцией Советского правительства. Памятник императору как символ свергнутой власти был разрушен первым. Уже летом была снята фигура Александра II, сень и галерея простояли до конца 1920-х годов.
В 1967 году у южной кромки Ивановской площади, на месте расположения снесенного монумента, установили памятник В.И. Ленину, выполненный по проекту скульптора В.Б. Пинчука и архитектора С.Б. Сперанского. В свою очередь этот памятник был демонтирован в 1994 году в период проведения в стране социально-экономических и политических реформ.

Алексея митрополита церковь в Чудовом монастыре

Фрагмент плана "Кремленаград" с Чудовым монастырем (№ 26).

Церковь св. Алексея – второй каменный храм в Чудовом монастыре был построен по инициативе архимандрита Геннадия в 1483-1485 годах во имя его основателя – св. митрополита Алексея, умершего в 1378 году. Он располагался к юго-западу от соборного храма Чуда Михаила Архангела. При церкви соорудили двухэтажную с келейными палатами трапезную, о которой летописи сообщают: «заложи Чудовский архимандрит трапезу камену, а старую разруши»; вероятно имеется в виду та, что была построена при соборе еще митрополитом Алексеем. По постройке нового храма в него были перенесены мощи святителя Алексея, до этого находившиеся в Благовещенском приделе собора. В 1535 году при правлении Елены Глинской для мощей святого была выполнена серебряная рака, замененная в 1600 году на новую, также серебряную, изготовленную по желанию царя Федора Иоанновича.
Пожары 1493, 1547 и 1626 годов наносили большой ущерб кремлевским строениям, в том числе и постройкам Чудова монастыря.


Вид сверху на Чудов монастырь. Фото конца ХIХ века.

В 1680-1686 годах при архимандрите Адриане старая церковь Алексея с прилегающими к ней трапезной и палатами была перестроена по чертежу царя Федора Алексеевича. С северной стороны к церкви св. Алексея был пристроен храм Благовещения, находящийся ранее в приделе собора. С западной стороны трапезной, примыкавшей к обеим церквям, в это же время была освящена новая церковь Андрея Первозванного, созданная вероятно в память умиротворения стрелецкой смуты в 1682 году, последняя служила только для монахов. Алексеевская церковь была едва ли не единственная в России, предназначенная исключительно для мужчин. Чтобы обеспечить всем желающим доступ к раке с мощами св. Алексея ее поместили в арке, соединяющей Алексеевский храм с Благовещенским, куда имели доступ и женщины. Церкви св. Алексея и Благовещенская были перекрыты под одну кровлю и каждая завершалась пятиглавием; церковь Андрея Первозванного была одноглавой. Памятники получили барочные формы, характерные для русской архитектуры второй половины ХVII века.


План Чудова монастыря в ХVIII-ХIХ веках с фрагментом плана келейных и трапезных палат с церквями. Чертеж начала ХХ века.


Фасад церкви св. Алексея с трапезной. Чертеж ХIХ в.


Южный фасад трапезных палат с портиком и церковью св. Алексея. Чертеж 1837 г.


Выезд Николая I у Чудова монастыря (трапезный корпус с церквями св. Алексея и Благовещения). Графика середины ХIХ века.

В 1770-х годах при митрополите Платоне монастырь получил существенное обновление и благоустройство. Одновременно со строительством на территории монастыря Архиерейского дома архитектор М. Казаков пристроил к южному фасаду келейного корпуса с митрополичьей церковью и трапезными палатами богато декорированный четырехколонный портик в неоготическом стиле. Крупный масштаб нового крыльца композиционно уравновесил южную панораму монастырских построек с кубическим объемом церквей в центре, угловой колоннадой Архиерейского дома справа новым портиком слева.


Трапезные палаты с церковью св. Алексея. Фото 1882 г.


Вид с Драгунского плаца на Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь. Графика 1850-х годов.

В 1905 году на Сенатской площади у Никольских ворот Кремля был убит террористом И. Каляевым генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. В следующем году в подклете Алексеевской церкви по проекту В. Загорского и П. Жуковского устроили храм-усыпальницу и осветили его во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм украшал резной беломраморный иконостас с иконами, исполненными в темперной технике. Из такого же белого мрамора было выполнено надгробие.


Здание Военной школы им. ВЦИК, ныне административное здание. Фото конца ХХ века.

После революции 1917 года и переезда Советского правительства в Московский Кремль Чудов монастырь в 1918 году был закрыт, но монастырские постройки сохранялись до 1929 года, когда были полностью разобраны для строительства на этом месте здания Военной школы им. ВЦИК.

Архангела Михаила собор


Постройка и освящение церкви Архангела Михаила эпохи Ивана Калиты. Миниатюра ХVI века.

В 1333 году на набережной стороне Кремля Иван Калита строит пятый белокаменный храм Москвы во имя Архистратига Михаила. По преданию он был возведен на месте древней деревянной церкви. Храм был построен в одно лето: « …единого лета и почата бысть и кончана…». 20 сентября 1333 года церковь Архистратига Михаила была освещена митрополитом Феогностом.
Вероятно, храм изначально был задуман Иваном Калитой в качестве усыпальницы Московских князей. Здесь в 1340 году и состоялось первое погребение самого создателя храма – великого князя Ивана Даниловича. Оно положило начало великокняжеской усыпальнице, функцию которой выполнял до начала ХVIII века и преемник этого храма – Архангельский собор, построенный на том же месте Алевизом Новым в 1508 году.
С постройкой церкви Архистратига Михаила в Кремле сложилась главная площадь, которую с севера оформлял Успенский собор, с юга Архангельский, с запада двор великого князя, а в центре возвышался храм – колокольня Иоанна Лествичника. Эта древняя площадь Кремля и положила начало формированию современной Соборной площади, сохранившей расположение последующих одноименных сооружений, за исключением колокольни Ивана Великого, выдвинутой на восточную границу площади. Панорама застройки кремлевского холма изначально была ориентирована на Москву – реку. В этом прослеживается преемственность архитектурной традиции Владимира, панорама которого раскрывалась от реки Клязьма.
Сведения об облике храма крайне скудны. Строительство за одно лето говорит лишь о весьма незначительных его размерах. Возможно, как и предыдущие храмы, он был одноглавым, четырехстолпным, с позакомарным покрытием. Уже после смерти Калиты в 1344-1346 годах собор был расписан русскими живописцами.
Фрагментарные исследования подпольного пространства, выполненные в ныне существующем соборе во второй половине ХХ века при прокладке новых инженерных сетей, выявили остатки фундаментов и строительных конструкций древней постройки. Однако результаты исследований не позволили определить ни размеров первого храма, ни его типологических черт.
В 1505-1508 годах на месте старой церкви, разобранной «…ветхости ради…», итальянец Алевиз Новый по заказу великого князя Ивана III построил новый Архангельский собор, сохранившийся до наших дней.

Архиерейский дом (Малый Николаевский дворец)
Со времени учреждения в 1742 году Московской Епархии Московские архиереи пребывали в Кремле на территории Чудова монастыря в специально отведенных для них палатах.
В 1776 году на месте старых архиерейских покоев, полуразрушенных в 1771 году во время «чумного бунта» возводится новый Архиерейский дом. Строительство его осуществляется по заказу архиерея Платона, назначенного в 1775 году указом императрицы Екатерины II архиепископом Московским. Для постройки привлекается архитектор М.Ф. Казаков, оставшийся работать в Кремле после ухода из него В.И. Баженова в связи с прекращением работ по новому дворцу.

Фрагмент плана Кремля 1803 года от Соборной площади до Спасской башни и от Чудова монастыря до кромки холма (№ 8а).

Здание Архиерейского дома занимало угол участка, примыкавшего к территории Чудова и Вознесенского монастырей. С его постройкой получили четкое оформление северо-восточная граница Ивановской площади, а также северная сторона Спасской улицы, которая после сноса древних подворий в юго-восточной части Кремля стала частью панорамы кремлевского ансамбля со стороны Москвы-реки.
Простое по форме и скромно декорированное двухэтажное здание было выполнено в формах классицизма и являлось одним из первых сооружений этого стиля в Кремле. Центральный угол, выходящий на площадь был решен в виде полуротонды с четырьмя колоннами тосканского ордера, завершавшейся невысоким аттиком, опоясанным открытой галереей. Аттик был украшен лепным гербом. Оба фасада на всю высоту расчленялись лопатками, продолжавшими ритм колонн портика, и заканчивались плоскими ризалитами с четырьмя пилястрами того же тосканского ордера. Наличники верхнего ряда окон и простенки между рядами окон украшали лепные барельефы. Внутренняя планировка здания представляла типичную для середины ХVIII века анфиладу прямоугольных помещений, расположенных вдоль главного фасада. Несмотря на сдержанность форм, здание было не лишено представительности и по отзыву современников было построено "в новейшем вкусе".


Фрагмент гравюры начала ХIХ века с Архиерейским домом, Спасской башней и церковью Николы Гастунского.


Вид на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николы Гастунского. Акварель 1800-1802 годов.

Позднее, вероятно после 1787 года, когда Платон был возведен в сан митрополита, в восточной части Архиерейского дома был устроен домовый храм во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1797 году во время коронации императора Павла I в доме из-за нехватки дворцовых помещений разместился великий князь Александр Павлович с супругой.


Вид с Драгунского плаца на Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь. Графика 1850-х годов.

В 1812 году митрополит Платон скончался и с 1814 года Митрополичий дом пустовал. В 1817 году он поступил в дворцовое ведомство и был приспособлен под резиденцию в Кремле великого князя Николая Павловича. В 1818 году здесь родился будущий император Александр II. В 1824 году здание надстраивается третьим деревянным этажом и с 1831 года именуется Малым Николаевским дворцом.

После устройства в 1817 году с южной стороны Ивановской площади военного плаца перед окнами главного фасада дворца проводились военные парады.


Военный парад в Московском Кремле. Литография середины ХIХ века.


Вид на Малый Николаевский дворец и Чудов Монастырь. Фото 1886 года.

В 1870-х годах архитектор Н.А. Шохин выполнил проект капитальной реставрации Малого Кремлевского (Николаевского) дворца. В это время третий деревянный этаж был заменен каменным, с обработкой его в формах «казаковского» классицизма.

Малый Николаевский дворец после артиллерийского обстрела 1917 года. Фото 1918-1920 годов.
Во время революционных боев 1917 года здание пострадало от артиллерийского обстрела.

В 1929 году Малый Николаевский дворец наряду с Чудовым и Вознесенским монастырями был разобран для строительства на этой территории здания Военной школы им. ВЦИК по проекту архитектора И.И. Рерберга.

Благовещения церковь на Житном дворе


Церковь Благовещения на Житном дворе. Вид с северо-востока. Фото 1880-х гг.

Церковь Благовещения стояла в низменной набережной части Кремля, издревле именуемой Подолом. В ХIV-ХV веках здесь располагались дворы, принадлежавшие, главным образом, знатному боярству. В начале ХV века западный угол Подола, примыкавший к кремлевской стене, отошел в великокняжеское владение. После смерти великого князя Василия Дмитриевича его супруга Софья Витовтовна построила на этом месте Житный двор, существовавший до середины ХVIII века. В кремлевской стене у Житного двора находилась башня с устроенными возле нее воротами, называвшимися Портомойными, так как они служили проездом к реке для полоскания белья.
С середины ХVII века эта башня именуется Благовещенской по имени иконы Благовещения, которая якобы самопроизвольно написалась на стене башни над воротами. Как гласит предание, ее появление связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о «самописанной» иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна повелела поставить при иконе каменную церковь так, чтобы наружная стена башни с иконой находилась внутри храма. Церковь была сооружена в 1731 году по проекту архитектора Г. Шеделя и по месту нахождения стала называться церковью Благовещения на Житном дворе.


Вид на Кремлевский дворец и церковь Благовещения на Житном дворе с западной стороны. Акварель 1802 г.


Вид юго-западной части Кремля от Кремлевского дворца. Графика первой половины ХIХ в.

Простой кубический объем храма завершался одной маленькой главкой на тонком барабане, возвышавшемся над четырехскатной кровлей. С востока и запада к основному объему соответственно примыкали пониженные апсида и трапезная – притвор. В смотровой вышке башни устроили колокольню и увенчали ее крестом. В 1816 году в церковь Благовещения был помещен ковчег с частицами мощей св. Иоанна Милостивого – Александрийского патриарха, покровителя всех нищих, а в 1825 году в трапезной осветили придел во имя этого святого.

В 1892 году церковь реставрировалась, интерьер храма был соединен аркой с башней, в которую перенесли придел св. Иоанна Милостивого. В приделе устроили беломраморный иконостас.

В советский период под 1926 годом церковь Благовещения упоминается в документах как памятник архитектуры. Однако в 1932-1933 годах при проведении реставрации Благовещенской башни храм разобрали, при этом были восстановлены древние формы бойниц и декор башни, а крест заменен флажком – флюгером.

Благовещенский собор ХIV – ХV вв.
Первое упоминание о домовом великокняжеском храме Благовещения встречается в летописях под 1398 г., но источники не говорят ни о материале, ни о дате постройки; они лишь констатируют факт его существования. Под 1405 г. летописи сообщают о подписании храма Благовещения, а одна из них указывает имена мастеров: это Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.
В 1416 г. при Василии I на "великого князя дворе" строится новая каменная церковь Благовещения. Она возводится в уровне княжеских жилых палат на белокаменном подклете, вероятно, оставшемся от предшествующей постройки,. Сведения о внешнем облике этого каменного сооружения отсутствуют. По сроку строительства за одно лето можно судить лишь о его незначительных размерах.
Этот храм существовал до 1482 г., когда при реконструкции Кремля, задуманной Иваном III, началась его разборка для строительства нового придворного собора. Летописные источники, указывающие на разборку старого сооружения лишь до подклета, а также проведенные натурные исследования ныне существующего Благовещенского собора позволяют утверждать, что новый кирпичный собор эпохи Ивана III также был возведен на подклете древнего храма после его реконструкции.
Сохранившийся от предыдущих построек нижний ярус Благовещенского собора представляет почти квадратную в плане одностолпную палату, сложенную из крупных белокаменных блоков и перекрытую двумя коробовыми сводами, опирающимися на арки, перекинутые между продольными стенами и центральным столбом. К восточной стене примыкает закругленный алтарный выступ.
В ходе перестройки размеры сооружения были значительно увеличены за счет белокаменной прикладки к стенам с наружной стороны. Алтарная пристройка стала трехапсидной, а в углах палаты возвели квадратные пилоны для опоры четырех столбов вышерасположенного храма. Первоначальные конструкции хорошо читаются в интерьере палаты.
Из летописных источников можно предположить, что помещение подклета изначально было предназначено для хранения великокняжеской казны.
В настоящее время в древнем подклете размещается археологическая выставка музея.

Интерьер подклета Благовещенского собора:


Богоявленская церковь Троицкого подворья

Фрагмент плана "Кремленаград" с Богоявленским собором.

Деревянная церковь Богоявления в Кремле упоминается в летописи с 1374 года. Вероятно, она была построена на территории подворья Троице-Сергиева монастыря, точное время основания которого неизвестно. Однако, расположение вблизи великокняжеского двора – к северу от него, а также духовная близость великого князя к святому старцу позволяют предположить, что подворье возникло еще при жизни Преподобного Сергия и Дмитрия Донского. Об этом сообщает также вкладная книга монастыря за 1673 год. В 1460 г. старцы Троице-Сергиевской обители построили вместо деревянной каменную церковь Богоявления. Храм располагался напротив Троицких ворот, одноименных подворью.
По имени главной Богоявленской церкви Троицкое подворье во второй половине ХV века именовалось Богоявленским монастырем. Во время пожаров, случившихся в Кремле в 1473 и 1479 годах, огонь щадил белокаменный храм, доходя только до него. Но по неизвестным причинам, возможно из-за плохого качества строительства, это сооружение через двадцать лет пришло в ветхость и было разобрано, а на его месте при Иване III в 1480-1482 годах был возведен новый соборный храм из кирпича.


Фасад Богоявленского собора. Миниатюра из "Книги об избрании на царство… Алексея Михайловича". 1672-1673 гг.

По сохранившимся письменным и графическим материалам ХVI-ХVII веков здание стояло на высоком подклете и венчалось тремя главами. Стены членились на три прясла, завершавшихся килевидными закомарами, над которыми поднимался ряд кокошников. Два фигурных фриза разделяли фасады по горизонтали: нижний под окнами второго яруса, верхний в основании закомар.

Во время пожара 1565 года в Кремле загорелось и Троицкое подворье с церковью Богоявления, у которой сгорели "три верхи".

Храмы Богоявленского монастыря почитались государями и посещались ими в дни церковных праздников, для чего от дворца были устроены специальные внутренние переходы. Особенно благоволил к нему царь Алексей Михайлович.

При пожаре 1737 года подворье выгорело, но было возобновлено. К коронации Екатерины II в 1762 году обветшавшие здания снаружи поновили.

В 1764 году при секуляризации, проводимой Екатериной II, Троицкое подворье было выселено и вся территория присоединена к Кремлевскому дворцу, а вскоре поступило в Сенатское ведомство. В том же году здесь разместился Судный приказ.

В 1778 г. часть подворья от Троицких ворот была отдана в распоряжение обер-коменданта и Богоявленская церковь значилась при Комендантском доме.

С начала ХIХ века по инициативе начальника Дворцового ведомства П.С. Валуева началась реконструкция Московского Кремля, предполагавшая упорядочение территории со сносом древних ветхих строений. Эта акция коснулась и участка бывшего Троицкого подворья, на месте которого намечалось строительство новой Оружейной палаты. В 1807-1808 годах все постройки подворья, включая храмы, были снесены.

Вознесенский монастырь


Вид сверху на Вознесенский монастырь. Фото конца ХIХ века.

Основательницей Вознесенского монастыря – одной из первых в Москве женской обители – летописцы называют супругу великого князя Дмитрия Донского княгиню Евдокию. Предположительно, он был основан после кончины великого князя в 1389 году. Расположение монастыря – с правой стороны от Спасских ворот – по преданию связано с местом, откуда княгиня Евдокия провожала и где встречала великого князя после доблестной Куликовской битвы.

Незадолго до своей кончины великая княгиня под именем инокини Евфросинии приняла постриг в основанном ею монастыре и сразу же начала строительство в нем каменного храма Вознесения, вероятно на месте ранее выстроенного деревянного. Но через полмесяца 7 июня 1407 года княгиня скончалась и очевидно по ее воле была погребена в заложенном ею, но неоконченном храме. Это захоронение положило начало организации в монастырском соборе усыпальницы великих княгинь и цариц и других женских особ царственного дома.

Многовековая строительная история монастыря, как и его главного собора, сложна и тесно связана с общественно-политической жизнью всего государства. Вместе с городом он пережил множество опустошительных пожаров, несколько вражеских разорений, но неизменно возобновлялся, отстраивался и прибавлялся, пока в 1929 году не был полностью уничтожен.


Фрагмент плана "Кремленаград" с Вознесенским монастырем.

Со дня своего основания монастырь находился под патронажем великих княгинь, а затем и великих князей и царей. В ХVII веке, в периоде его расцвета, в монастыре одновременно пребывало свыше 100 монахинь, он владел многочисленными вотчинами, в монастырской ризнице во множестве хранились драгоценные вклады.

Жизнь монастыря была тесно связана с бытом женской половины царского двора. Здесь выполнялись рукодельные работы для дворцового обихода, готовились любимые блюда цариц и царевен. Одно время обитель была местом пребывания государевых невест до брака.

В стенах монастыря доживали свой век великие инокини: царица Марфа Нагих – последняя жена Ивана Грозного; мать царевича Дмитрия была привезена сюда Дмитрием Самозванцем, вынудившим признать себя ее сыном. Здесь она принимала приехавшую в Москву невесту Лжедмитрия Марину Мнишек, прожившую в монастыре пять дней. Сюда в 1613 году приехала и поселилась другая инокиня Марфа – мать вновь избранного царя Михаила Федоровича.

Некрополь Вознесенского собора насчитывает более 30-ти захоронений царственных особ. Среди них основательницы монастыря великой княгини Евдокии; ее невестки Софьи Витовтовны; жены Ивана III – Софьи Палеолог; четырех жен Ивана IV Грозного; первой самодержавной царицы Ирины Годуновой – жены царя Федора Иоанновича; матери Петра Великого Натальи Нарышкиной. Здесь хоронили царевен и великих стариц – представительниц царского дома. Захоронения были и за пределами собора.

После открытия в Москве Новодевичьего монастыря Вознесенский монастырь стали называть Стародевичьим.

В 1889 году в день кончины основоположницы обители – княгини инокини Евфросинии монастырь отметил 500-летие своего существования.

План Вознесенского монастыря. Чертеж конца ХIХ века.

В 1917 году в монастыре насчитывалось три храма с восьмью престолами, в том числе Вознесенский собор, церковь Михаила Малеина и церковь Екатерины.

В 1918 году монастырь был закрыт, а в 1929 году Советское правительство приняло решение о сносе наряду с Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом всего Вознесенского монастыря для строительства на этом месте нового здания Военной школы им. ВЦИК для подготовки кремлевских охранников.

Интерьер подземной палаты в южной пристройке к Архангельскому собору c расположенными в ней гробницами.

Перед разборкой Вознесенского собора белокаменные гробы с останками по инициативе группы ученых были перенесены в подземные палаты южной пристройки к Архангельскому собору, где и сохраняются по настоящее время.

С 1997 года в соответствии со специально разработанной программой музеи Московского Кремля осуществляют работы по реставрации этих палат и оборудованию в них Некрополя великих русских княгинь и цариц.

http://www.kreml.ru/ru/history/ReferenceData/LostArchitMonuments/