BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
януари 2019
П В С Ч П С Н
« дек.    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Илья Глазунов: Вненациональная культура становится ширпотребом

– Здесь одна сотая того, что я сделал, – говорит Илья Глазунов, показывая мне галерею. – Все картины, которые вы здесь видите, написаны без заказа, мне никто за них не платил. Все эти картины мои, потому-то я их и мог подарить Москве. Широкая слава пришла к художнику в середине пятидесятых, когда состоялась его первая персональная выставка. И она же стала началом гонений. Глазунова едва не исключили из института, а после выдачи диплома отправили по распределению в провинциальный городок учителем рисования.

– Да, поставили тройку и направил в ремесленное училище сначала в Ижевск, а потом в Иваново, – вспоминает художник. – Затем я оказался в Москве, поскольку в Петербурге мне прямо сказали: мы тебя никуда не примем. Жил на четырех квадратных метрах, предоставленных мне другом, скульптором. И никогда не думал, заходя в Кремль, что меня привлекут к реконструкции Большого Кремлевского дворца. Все эти работы сделаны по моим эскизам, и нашего президента на экране тоже всегда показывают на фоне моих интерьеров. Тогда я был никому не нужен, работал грузчиком, ходил наниматься в бойлерную, как лимитчик. И мне помог только Сергей Владимирович Михалков, чей портрет висит в галерее. Если бы не он, ничего бы не состоялось. Потому что передо мной стояла стена ненависти.

Всю свою жизнь Глазунов должен был преодолевать сопротивление. Первая же его картина «Дороги войны» вызвала резкую критику. Сказали: для войны характерна победа, а здесь показано отступление. Но он видел это своими глазами, сам отступал, и в его картине нет бегства, паники, а есть драма народная, когда великая Россия была захвачена врасплох и сопротивлялась.

В основу многих полотен Глазунова легли впечатления той поры. Он родился в Ленинграде и в детстве пережил блокаду. Хорошо знает, какой ценой нашему народу удалось сломать хребет Гитлеру и освободить Европу от «коричневой чумы». Поэтому не может спокойно слышать, как некоторые западные политики пытаются переписать историю.

— Мотив, с моей точки зрения, очень простой, — говорит Илья Сергеевич, — всегда, во все времена, Запад и Америка люто ненавидели «русского медведя». Как бы он ни назывался — царская Россия, Советский Союз или, как сегодня, демократическое государство Россия. И я был потрясен, но не удивлен, когда мне сказали, что кто-то накануне праздника Победы выломал фигуру Сталина в памятнике трем союзникам — Рузвельту, Сталину и Черчиллю. Все нации участвовали в той войне и спасли мир от нового порядка Муссолини и Гитлера. Но наибольший вклад в Победу внес Советский Союз. Я считаю, что все, кто сейчас живет, находятся в неоплатном долгу перед теми, кто им дал эту возможность. А дали им эту возможность солдаты Красной армии, где большинство были русские, украинцы и белорусы. Позорно, что об этом сегодня забывают…

Глазунов никогда не скрывал своих взглядов, и это оборачивалось травлей. В чем только его не обвиняли: от монархизма и религиозного мистицизма до шовинизма и национализма. Но он продолжал возрождать великие традиции русского реалистического искусства.

— Я всегда стремился разбудить русское национальное самосознание и выразить его в меру отпущенных мне Богом сил, — признается он. — Я уважаю все народы, считаю, что русский — это тот, кто любит Россию.

Я русский, и мне бесконечно дороги истоки русского народа, его культура, которая сегодня превращена в шоу-бизнес. Непримиримая ненависть ко всему русскому меня возмущает, потому что я считаю, что каждый народ имеет право на свою историю, религию, культуру… Я считаю, что глобализация несет смерть национальным культурам. А если культура не национальна, это не культура, а ширпотреб от шоу-бизнеса. Потому что все культуры национальны: Моцарт — австриец, Шекспир — англичанин, Достоевский — русский. И они понятны всем народам.

Илья Глазунов успел многое сделать для русской культуры. Он основал Общество по охране памятников, открыл Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, возродил традицию русского живописного искусства, когда каждое новое полотно становилось событием в общественной жизни. Его картины «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Русский Икар», «Храни, Бог, Россию», «Рынок нашей демократии» и многие другие открывают людям глаза на историю многострадальной Родины. Возможно, в будущем школьники будут изучать историю России по картинам Ильи Глазунова.

СПРАВКА

От редакции. Илья Глазунов отмечает день рождения 10 июня, он родился в 1930 году. От всей души желаем Мастеру крепкого здоровья и творческого долголетия. Пусть все ваши замыслы воплотятся в новые прекрасные полотна

http://vm.ru/news/2014/06/09/ilya-glazunov-vnenatsionalnaya-kultura-stanovitsya-shirpotrebom-252324.html?print=true&isajax=true