BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
октомври 2018
П В С Ч П С Н
« сеп.    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Усадьба ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ, Московская область, Балашихинский район

От усадьбы остались две церкви, мавзолей, парк, пруды и старый акведук.

Почему усадьба Троицкое-Кайнарджи называется Кайнарджи, и где Гоголь читал главы из 2го тома «Мертвых душ»? Почему владельца усадьбы Румянцева прозвали Румянцевым-Задунайским? Куда исчез памятник Екатерине П., который был воздвигнут в 1834 году в Троицком и где познакомился С.П. Румянцев с А.С. Пушкиным? Как раньше выглядела усадьба, какой был генплан усадьбы и где находится старый акведук?

       Вид от церкви на Фенино, слева святой источник.

 

В 1770 году во время Русско-турецкой войны русская армия под командованием Петра Александровича Румянцева разгромила турецко-татарские войска при Ларге и Кагуле фактически предрешив исход войны. В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский договор, а талантливый полководец рескриптом Екатерины II пожалован двенадцатью высочайшими наградами, среди которых: грамота с прописями побед, фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок, медаль с его изображением, деньги, картины, наименование «Задунайский» и пять тысяч крепостных крестьян.

После официальных торжеств в Москве фельдмаршал Румянцев-Задунайский с неменьшим размахом принимал императрицу в своем подмосковном имении Троицком. К приезду государыни спешно строился дворец-павильон, стилизованный под одну из турецких крепостей. Встреча была торжественной. Великолепный бал и народное празднество с песнями, русскими плясками и фейерверками продолжалось до утра. Прощаясь с Троицким, Екатерина в честь одержанных побед пожелала «месту сему» дать название Кайнарджи, одна из ферм стала именоваться Кагул, три пустоши вокруг имения получили названия Румянцевская, Кагульская, Задунайская.

Впервые село Троицкое упоминается в 1571 году. Тогда оно принадлежало Андрею Сабурову «со товарищи». По писцовым книгам за 1623 год, в селе построена церковь: «деревянная клеть с приделом св. Николая, а в церкви образа и книги, и ризы, и колокола, и все церковные строения вотчинниковы. У церкви во дворе поп Кондратий Моисеев, во дворе пономарь Девятко Быков». В дальнейшем селом владели Голицыны, затем Н.Ф. Языкина, А.А. Репнин. В 1760 году Троицкое переходит к П.А. Румянцеву, и с этого времени начинается период его расцвета. На фото вид от церкви на Фенино, слева святой источник.

Род Румянцевых получил известность при Петре I. Александр Иванович Румянцев (1680—1749) был приближенным царя. В 1717 году А.И. Румянцев и Петр Андреевич Толстой по указу государя нашли за границей царевича Алексея и доставили его в Россию. С этого события и началось возвышение А.И. Румянцева. Петр I выдает за него знатнейшую и богатейшую красавицу Марию Андреевну Матвееву, по преданию, одну из своих сердечных привязанностей. За три месяца до появления первенца Александра Ивановича посылают послом в Турцию. Императрица Екатерина I явилась восприемницей новорожденного Петра Александровича Румянцева, будущего фельдмаршала. Пять лет пробыл А.И. Румянцев за границей и вернулся домой только при Анне Иоанновне. При Елизавете Петровне он становится сенатором, получает графское достоинство. Умер Александр Иванович на 70-м году жизни и похоронен в Златоустовском монастыре в Москве. Усадебный комплекс начинает формироваться с деревянного дома, заменённого уже в 1779 г. каменным замком с угловыми башнями.

Имение было большим, и так случилось, что основная забота о Троицком-Кайнарджи легла на супругу фельдмаршала — Екатерину Михайловну (1714—1779), дочь известного петровского фельдмаршала, князя М.М. Голицына (1675—1730). В 34 года она стала женой П.А. Румянцева, который на 11 лет был младше ее, и этим, видимо, можно объяснить тот факт, что их брак не оказался счастливым. В согласии супруги жили около шести лет. Тогда же у них родились три сына: Михаил, Николай, Сергей. Однако большее время супруги жили отдельно друг от друга, ведя переписку. В письмах к мужу Екатерина Михайловна просит разрешения приехать к нему, ревнует, напоминает о родительских обязанностях к детям, о хозяйских делах, в том числе и Троицком-Кайнарджи: «Я коли чего не попрошу к тебе ехать куда, так все невозможность была. Сам, батюшка, рассуди, чем мне останется жить, а занимать скучно» (1769).

Последний год своей жизни графиня все чаще упоминает о подмосковной усадьбе Троицкое-Кайнарджи, называя просто «Канаржи». «Посылаю к тебе счеты, на которых усмотришь, что в нонешнее лето в Канаржи употреблено денег на разные строения и что еще надобно будет сверх же этого счету… План я с сыном к тебе посылаю, из которого увидишь, где церковь построена, где я хочу дорогу прорубить, чтобы в лицеях ездить, гулять по рощам до прудов». Следы этих дорог можно разглядеть и сегодня, сохранилось также несколько прудов. В феврале 1779 года Екатерина Михайловна пишет: «…хочу на сих днях ехать в Канаржи посмотреть, как дорогу чистят и тамошним воздухом попользуюсь». Это писалось незадолго до смерти. Е.М. Румянцева скончалась 22 августа 1779 года и погребена в малом соборе Донского монастыря.

   Если мы сейчас захотим представить, где находилась усадьба – найдем  Балашихинский противотуберкулезный диспансер, рядом с церковью, скорее всего усадьба была на этом месте. Далее за диспансером огромный усадебный парк и пруды. От усадьбы открываеся  вид на новый район Москвы –Кожухово.

Вид на Кожухово от церкви

 

Наибольший художественный интерес в усадьбе представляет Троицкая церковь стиля французского классицизма, выстроенная Бланком в 1778 г., отделанная снаружи и внутри к 1784 г. и возобновленная после 1812 г. Она создана по проекту неизвестного "искуснейшего" архитектора. Этот проект был откорректирован Бланком по рисунку Румянцева, желавшего видеть у храма западные башни.

Кирпичное оштукатуренное здание с нарядным лепным и белокаменным убранством принадлежит к редкому типу двухколоколенных церквей. Храм в форме одноглавого четверика со срезанными, снаружи скругленными углами перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами, извне частично скрытым массивным аттиком. Небольшая трапезная, алтарь и боковые притворы с портиками коринфского ордера сообщают постройке крестчатый характер. С большим мастерством решен главный западный фасад в виде триумфальной арки, фланкированной двумя стройными башнями трехъярусных колоколен со шпилями. Торжественность его композиции подчеркнута широкой парадной лестницей с чугунными светильниками.

 

Из трех сыновей фельдмаршала Румянцева-Задунайского особенно интересна судьба младшего — Сергея Петровича.  В 80-х годах XVIII века Сергей Петрович был русским посланником в Пруссии, в Швеции, а позднее становится членом Коллегии иностранных дел. Указом Александра I от 21 апреля 1802 года он назначается членом Государственного совета. Именно в это время Сергей Петрович обращается к императору с предложением об увольнении крестьян в свободные хлебопашцы. Вопрос был рассмотрен в Госсовете, одобрен и утвержден, после чего и последовал указ «О Вольных хлебопашцах». Спустя 30 лет и сам М.П. Румянцев дал вольную своим крепостным крестьянам.

Скончался граф СП. Румянцев в 1838 году и похоронен на территории усадьбы Троицкое-Кайнарджи, в мавзолее, который был сооружен в том же году. Благодаря удачным пропорциям и хорошо прорисованному декору здание это занимает незаурядное место среди памятников зодчества. В самом мавзолее сохранилось надгробие из темной яшмы с надписью «Граф Сергей Петрович Румянцев», а с трех сторон — северной, восточной и южной — небольшие иконостасы.    

В 1834 году в Троицком был воздвигнут памятник Екатерине П. Памятник этот интересен не только с исторической, но и с художественной точки зрения. Его автор — выдающийся скульптор начала XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский. Великая императрица представлена талантливым мастером в облике богини победы Ники в полный рост. Она опирается на постамент с бюстом древнеримской богини Минервы, покровительницы ремесел, искусств и мудрости, войны и городов. К постаменту прикреплена доска с двумя основными надписями: «От Екатерины II дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги графа Румянцева-Задунайского». И вторая, более мелким шрифтом: «Крестьяне приобрели безвозмездную свободу в 1833 году от благоговеющей благодарности графа Сергея Румянцева».

Мавзолей   С.П. Румянцева — небольшая кирпичная и оштукатуренная центрическая часовня стиля ампир. Выстроенная в 1830-х гг. сыном фельдмаршала для перезахоронения останков отца, она стала его собственной усыпальницей. Бесстолпный куб здания, перекрытый плоским куполом на приземистом световом барабане, обработан четырьмя белокаменными тосканскими портиками с фронтонами. Декорация в офор­млении фасадов и интерьера отсутствует. Благодаря удачно найденным пропорци­ям и деталям здание стоит в ряду незаурядных построек своего времени.

Центр мавзолея занимает надгробие Румянцева в виде яшмового саркофага, вдоль стен — рокайльные резные киоты с иконами XVIII—XIX вв. Пол из каменных плит. В мавзолее также погребены дочь С.П.Румянцева — кн. В.С. Голицына н ее муж кн. П.А.Голицын. Несколько погребений Голицыных и Апраксиных находятся вне часовни, у ее северной стены.Справа находится  Николо-Угрешский монастырь.

Мавзолей 

 

Кирпичная с деталями из белого кам­ня  Воскресенская церковь сооружена в 1867 г. по заказу В.С.Мухановой над могилой ее мужа. Эклектичная архитектура здания осно­вана на переработке ряда приемов и форм национального зодчества XVII ст. В трехчастной композиции постройки доминирует двусветный бесстолпный четверик храма. Поверх купольного свода он увенчан двумя ярусами кокошников и сквозным восьмигранным барабаном с миниатюрным шатром в основании главы. К храму примыкают пониженные объемы развитой трехлопастной апсиды и притвора. Высокие декоративные качества сооружения усиливаются контрастным сочетанием краснокирпичной по­верхности фасадов с белеными и белокаменными элементами убранства, которые сосредоточены в его завершении. Под зданием — склеп. Иконостас и отделка интерьера утрачены.

Воскресенская церковь         Троицкая церковь. Крест на высоком шпиле - редкое явление.

 

Многое в Кайнарджи принадлежало замыслу К.И. Бланка – это и генеральный план, и основные сооружения, и их интерьеры. Следует отметить, что П.А. Румянцев был "несносным" заказчиком, он постоянно вмешивался в процесс проектирования с новыми пожеланиями и доработками, навязывал свои решения. Однако, именно ему, мы обязаны появлением в Троицком изысканного храма стиля французского классицизма с двумя западными башнями. Церковь св. Троицы выстроена, вне всякого сомнения, Карлом Бланком, а вот "искуснейший" автор проекта так и остался неизвестным.

 

Еще один интересный факт: СП. Румянцев был знаком с А.С Пушкиным. Он состоял членом Петербургского литературного общества «Арзамас». Сергей Петрович — «человек отменного ума, большой образованности», по характеристике П.А. Вяземского, посещал «субботы» В.А. Жуковского и там с 1817 года по май 1820-го встречался с А.С. Пушкиным.

 

Живописный высокий левый берег речки Пехорки, скрывающийся за деревьями, постоянно притягивал в эти места отдыхающих. Несколько раз имение посещали высокие гости, а в 1826 году сюда приезжали императрица Мария Федоровна и великая княгиня Елена Павловна.


Позже на дачах отдыхали профессора М.Н. Тихомиров, А.П. Павлов, С.П. Шевырев и другие. Было известно, что С.П. Шевырев подробно знакомился со вторым томом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, находясь в 1851 году на одной из подмосковных дач. Но где именно — никто не знал. Найти это место помогла Е.С. Смирнова-Чикина. В рукописном отделе Российской государственной библиотеки в Москве в материалах Н.В. Гоголя она обнаружила визитную карточку Шевырева, где его рукой сделана приписка с адресом: «Спасская застава у Покровского монастыря по Рязанскому шоссе, поворот налево, 12—15 верст в село Троицкое или Кагулово». Вот, оказывается, где Шевырев слушал «Мертвые души» и, возможно, в исполнении самого автора. Позже по рукописной копии, снятой с оригинала. Шевыревым, впервые были опубликованы главы второго тома бессмертного произведения.

 

Через все имение, Троицкое и Зенино, с севера на юг протекает речка Пехорка. Поэтому новая владелица начала с ее очистки, строительства мостов, плотин. Затем последовало возведение хозяйственных построек, строительство на левом берегу Пехорки господского дома. Напротив дома возникли два островка, которые с помощью мостиков соединились с берегами. Сегодня можно увидеть только полуостров да один разрушенный мост. Были выбраны наиболее сухие места для посева пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса и т.д. Из бутового камня, добываемого на собственной каменоломне в Бушево, проведено пятиверстное шоссе, огибающее собою все имение. И ныне сохранилась часть его. В пяти кирпичных оранжереях выращивались виноград, ананасы, персики, абрикосы, слива, а два воздушных сарая предназначались для вишен и черешен. Воду брали из колодца, от которого через подземные трубы и акведук, частично ныне сохранившийся, она поступала в оранжереи, теплицы, к огородам.

Акведук

 

Вторая дочь Сергея Петровича Румянцева Зинаида Сергеевна (по мужу Дивова) получила в наследство земли южнее – Троицкого-Кайнард-жи по реке Пехорке и бывшее селение Корнеево. В связи с именем владелицы Корнеево было переименовано в Зенино.

 

До наших дней сохранился частично подземный водопровод и акведук, одна его часть в поле, а другая – около дороги, соединяющей, г. Железнодорожный с Зенино. Кирпичи, из которых сложен акведук, имеют клеймо «П.И.Милованова», принадлежавший заводу Пелагеи Ивановны Миловановой. Завод был основан в 1875 г. ее мужем Д.О. Миловановым (клеймо “Миловановъ“) и стал принадлежать ей после смерти мужа в 1890 г. Постановлением правительства Московской области (от 15 марта 2002 г. N 84.9) усадьба «Зенино» вошла в список памятников истории и культуры местного значения.

http://deadokey.livejournal.com/3429.html