BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

В Сан-Стефано начался кинематограф

Решив увековечить свою победу в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, Россия построила памятник русским солдатам в Стамбуле в 1898 году. Кадры разрушения памятника в 1914 году стали первым турецким фильмом.

Существует интересная хроника возведения и разрушения храма-памятника Сан-Стефано, которая занимает важное место в нашей истории. Один из молодых исследователей истории Стамбула Ондер Кайа исчерпывающе описывает историю монумента.

Мемориал-усыпальница Сан-Стефано

Османская армия была больше не в силах справляться со своей задачей по обороне Плевны в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, известной как 93-я война. Русская армия продвинулась до самых ворот Стамбула. Сан-Стефанский мир, подписанный по окончании войны 3 марта 1878 года, стал победой панславизма.

В ходе переговоров Россия запросила у османского руководства территорию в Стамбуле для создания братской могилы русских солдат, потерявших свои жизни во время войны. Приняв предложение и купив землю в районе Шенликкея, расположенную между Флорьей и Ешилькеем, руководство Османской империи подарило ее российскому руководству для сооружения воинского захоронения.

Русские стремились как создать братскую могилу для тысяч русских солдат, так и увековечить Сан-Стефанскую победу. В 1893 году было дано разрешение, и в 1895 – началось строительство. Сооружение монумента было завершено в последние месяцы 1898 года, и 18 декабря состоялось открытие памятника, на церемонии которого лично присутствовал представитель царской династии Николай Николаевич младший. Элитные круги русской армии на церемонии были представлены высокопоставленными офицерами. Накануне церемонии памятник был освящен патриархом Константинопольской православной церкви.

На территории, запланированной для сооружения братской могилы русских солдат, был возведен великолепный мемориал, построенный из зеленого переливающегося материала в стиле русской церковной архитектуры, символизировавший победу России.

Первый турецкий фильм

Через 16 лет после возведения памятника 11 ноября 1914 года в мечети имени Султана Фатиха было объявлено о начале джихада, и Османская империя официально вступила в Первую мировую войну. В этот период особую актуальность приобрел вопрос об уничтожении одного из наиболее позорных в османской истории памятников – русского монумента.

Было принято решение заснять разрушение памятника на кинопленку и использовать этот факт в качестве средства пропаганды в войне. Первоначально начались переговоры с австрийской компанией Sacha Master Gesall.

Однако превалировала точка зрения о том, что правильнее снять этот важный момент не с помощью иностранцев, а своими силами. Так, съемки разрушения памятника были осуществлены офицером запаса Фуадом Узкынаем, который занимался любительской киносъемкой.

14 ноября 1914 года перед монументом собралось бесчисленное множество людей. Народ пришел еще в ранние утренние часы, и прежде, чем памятник был разрушен, фрагменты мемориала, выполненные из дерева, были сожжены.

После взрыва вслед за разрушением памятника среди развалин люди устанавливали османские флаги. Звучали барабаны, читался азан. Накануне уничтожения монумента все находящиеся внутри священные реликвии и иконы были переданы русским монахам.

Изображения, заснятые в процессе уничтожения памятника Фуадом Узкынаем, вошли в историю как первый фильм турецкого кино и документальной истории. Фильм был назван «Снос русского памятника в Сан-Стефано». Однако впоследствии не удалось сохранить эти кадры, и как жаль, что первый турецкий фильм не дошел до наших дней.

Как дом в Сан-Стефано был спасен от того, чтобы стать церковью?

Сан-Стефанский мир стал катастрофой для Османской империи и историческим успехом для России. Через несколько лет после подписания мирного договора произошло интересное событие. Один из ведущих специалистов по османской историографии Вахдеттин Энгин повествует об этой истории, основываясь на документальных источниках.

Гражданин Османской империи немецкого происхождения Шнайдер, обратившись к Абдул-Хамиду II, сообщил, что русские хотят превратить принадлежащий ему дом, в котором был подписан Сан-Стефанский мирный договор, в церковь, при этом сам Шнайдер стремится всячески этому препятствовать.

Со дня подписания договора русские неоднократно делали Шнайдеру выгодное коммерческое предложение и просили продать здание. Если бы им удалось приобрести этот дом, обладающий высокой духовной ценностью для них, то здание превратилось бы в церковь. Какое-то время Шнайдер сопротивлялся таким предложениям.

Однако, оказавшись в затруднительном материальном положении в 1883 году, Шнайдер принял решение продать свой дом. Как только русские узнали об этом, они тотчас же предприняли активные действия. Шнайдеру была предложена сумма, значительно превышавшая рыночную стоимость дома. Не имея другого выхода, хозяин дома написал письмо Абдул-Хамиду II.

Прежде всего, в письме излагались заслуги самого Шнайдера и его отца перед государством османов. Далее речь шла о материальных затруднениях, необходимости продать дом и о высокой цене, которую предложили русские.

Однако Шнайдер не желал, чтобы этот дом перешел в руки русских, которых он называл врагами государства османов. За дом Шнайдер не требовал цены, предложенной русскими, но необходимую сумму просил ему выплатить.

Сентиментальность, которую продемонстрировал гражданин Османской империи немецкого происхождения, тронула Абдул-Хамида II. Проведенные расследования показали, что Шнайдер говорит правду.

Затем Абдул-Хамид II отдал распоряжение о приобретении дома, о котором шла речь, за счет бюджета Османской империи. Таким образом, дом не перешел к русским и не стал церковью.

Отец турецкой кинематографии

Родившись в Стамбуле в 1888 году, окончив лицей Galatasaray Sultanisi и получив высшее образование в области физики и химии, офицер запаса Фуад Узкынай занимался любительской киносъемкой и стал одним из первопроходцев в истории нашего кино.

В годы преподавания в Стамбульском лицее Фуад с самых ранних лет он знакомил учащихся с кинематографом, демонстрируя им фильмы через проекционный аппарат.

Второй кинозал в Турции был открыт 6 июля 1914 года в Сиркеджи при финансовой поддержке Фуата Узкыная, считавшегося отцом турецкого кинематографа. Он и убедил одного известного ресторатора в Сиркеджи Али Эфенди в необходимости открыть зал. Племянники Али Эфенди Кемаль и Шакир Эфенди (опять же при поддержке Фуата Узкыная) открыли свой кинотеатр под названием «Кемаль Бей» в силу гораздо большего, чем ожидалось, интереса к кинематографу.

http://gundem.bugun.com.tr/ruslar-in-zafer-anitini-yikarken-ilk-filmimizi-cektik-yazisi-218095

http://inosmi.ru/world/20130110/204404195.html