BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
септември 2020
П В С Ч П С Н
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Булгаков возвращается на Патриаршие

К 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова, которое будет отмечаться в мае следующего года, на Патриарших прудах появится памятник писателю работы Александра Рукавишникова. Монумент установят на углу Малой Бронной и Большого Патриаршего переулка – в том самом месте, где произошла знаменитая встреча героев „Мастера и Маргариты“ — Берлиоза, Бездомного и Воланда.

По замыслу Рукавишникова, этот памятник должен был стать частью скульптурной композиции, изображающей всех героев романа. Но проект, задуманный более 10 лет назад, так и не был реализован. Накануне юбилея Булгакова концепция поменялась.

Шуточный знак „Запрещено разговаривать с незнакомцами“ сейчас — единственное напоминание о „Мастере и Маргарите“ на Патриарших прудах – одном из самых мистических мест Москвы. Здесь пролила масло Аннушка, здесь попал под трамвай герой романа Берлиоз. И все же памятник Булгакову на этом месте не появился.

Памятник, как и роман, должен был состоять из трех сюжетных линий: библейской – Понтий Пилат и Иешуа, нечистой силы – компании Воланда, и москвичей в лице самого Булгакова. Сохранилось место, где должен был сидеть Михаил Афанасьевич на своей сломанной бронзовой скамейке, и смотреть вслед Иешуа.

„Там идет Иешуа спиной к Булгакову. Он идет в ту сторону по диагонали. И зимой, когда каток, круг этот не замерзает. Он идет по воде и зимой, и летом“, — рассказывает скульптор, народный художник России Александр Рукавишников.

Рядом, на берегу, был бы кусочек Иершалаима с Понтием Пилатом, собакой и Левием Матфеем. Но проект так и не был реализован. Запротестовала общественность. Особое возмущение вызвал 12-метровый примус в виде фонтана, который воспринимался как „символ дьявольщины“.

„Листовки напечатали какие-то. Что пруд засыплют, там будет гараж вместо пруда, будет стоять примус 70-метровый, а на нем будет сидеть сатана. Если бы мне принесли такую листовку, я бы тоже подписался против“, — говорит Александр Рукавишников.

Жители потребовали оставить одного Булгакова. Автор отказался. Теперь, спустя 17 лет, в музее Булгакова появилась новая идея размещения скульптур.

„Если мы поставим своеобразную тропу, то человек, который любит Булгакова, в своем воображении сможет соединить все эти фрагменты в единую композицию – то, о чем мечтал Александр Иулианович“, — считает директор музея-театра „Булгаковский дом“ Николай Голубев.

„Как вариант, но памятником это называть нельзя будет. Поэтому придумали, что это тропа“, — поясняет Александр Рукавишников.

В мастерской Александра Рукавишникова до сих пор сохранился проект того памятника. Булгаков и Иешуа стоят там же, в 70 километрах от Москвы. Иешуа – со связанными руками смотрит вдаль. Скамейка Булгакова разобрана, фигуру подпирает неприметный куб. С другой стороны дома – грозный Понтий Пилат. А Коровьев и Бегемот уже рядом с музеем – приглашают зайти внутрь.

По плану рядом с музеем встанет машина Воланда с Мастером и Маргаритой. Волшебное сиденье в виде раковины, шины как карточные масти, за рулем – булгаковский грач…

Увидят ли их посетители музея? Ведь пока Департамент охраны памятников мэрии Москвы одобрил установку только фигуры Булгакова.