BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
септември 2019
П В С Ч П С Н
« авг.    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Собор Святой Софии должен быть возвращен христианам

Депутат Государственной Думы, председатель Комитета ГД по вопросам собственности и координатора межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Гаврилов Сергей Анатольевич прокомментировал «Правмиру» инициативу по передаче собора Святой Софии в Стамбуле христианской церкви.

Что касается передачи собора Святой Софии в Стамбуле, то мы считаем, что в религиозном русле нужно делать миролюбивые шаги. Безусловно, мы выступаем за недопущение войны, и я хочу отметить, что Россия и Турция – давние партнеры в плане культурного обмена. И в случае с возвращением святыни мы выступаем за восстановление исторической справедливости поверх политики. И сейчас мы планируем в продолжение этой темы обратиться к Послу Турции и передать обращение к действующему руководству Турецкой Республики по данному вопросу.

Долгие годы нас с мусульманами связывает житье в одной стране. И когда в этом году в Москве состоялось открытие крупнейшей в Европе Соборной мечети, это было международным событием, не только российского и московского масштаба. И московские власти пошли этот шаг, несмотря на то, что Москва считается православной столицей.

Поэтому ответным дружественным шагом со стороны турецких властей могло бы стать возвращение собора Святой Софии христианской церкви. Об этом говорят столетия, и есть многочисленные пророчества старцев на эту тему. И, я думаю, это произойдёт!

http://www.pravmir.ru/deputat-gd-serey-gavrilov-sobor-svyatoy-sofii-dolzhen-byit-vozvrashhen-hristianam/

https://russian.rt.com/article/132677

В прошлом главная церковь восточного христианства, Софийский собор после захвата Константинополя турками-османами в 1453 году был превращен в мечеть, и теперь это главная достопримечательность Стамбула. По преданию, султан Мехмед Фатих (Завоеватель) был настолько поражен красотой и величием церкви, что не решился ее уничтожать (подобная судьба постигла тогда многие константинопольские храмы). В IV–VI веках на этом месте находилась другая церковь с тем же названием, сожженная в 532 году. В то время на престоле находился самый знаменитый правитель в истории Византийской империи — Юстиниан I Великий. Именно по его приказу началось строительство нового собора, продолжавшееся 5 лет вплоть до 537 года. Руководили самой масштабной стройкой той эпохи два выдающихся архитектора — Исидор из Милета и Анфемиос из Траллеса. Нужные стройматериалы, колонны и камни, были привезены из различных византийских областей, а также демонтированы из других церквей империи. Десять тысяч простых рабочих и сотни мастеров трудились над постройкой храма, продолжавшейся 5 лет. Айя-София была торжественно открыта 27 декабря 537 года. Более тысячи лет Софийский собор был крупнейшей церковью всего христианского мира. В 1204 году Константинополь был разграблен во время 4-го Крестового похода, а Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, некоторые из которых сегодня хранятся в соборе Сан-Марко в Венеции.

После турецкого завоевания Айя-София была преобразована в мечеть, а в западной части здания выстроили деревянный минарет — первый минарет Айя-Софии. Во временя правления султанов Байезида II и Селима рядом с мечетью возвели еще 3 минарета, а при султане Махмуде I в. XVIII веке построили другие объекты — библиотеку в 1739 году, удивительный по красоте шадырван (место для омовения) в 1740 году, начальную школу и помещение для служителей мечети (в 1742). В XVI столетии были созданы уникальные по своей красоте михраб (ниша в стене, которая указывает направление Мекки и лицом к которой молятся мусульмане), кафедра для муэдзина (служителя мечети, который призывает мусульман на молитву) и трон.

Главное здание мечети имеет 9 входных ворот, а купол высотой 55,6 м и диаметром 31 метр закреплен на четырех мощных колоннах, достигающих высоты 24,3 метра. Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира. На потолках сохранилось множество уникальных византийских мозаик. Также Айя-София служит усыпальницей для многих султанов Османской империи — здесь находятся могилы Мехмета II, Мустафы I, Селима II и других представителей Оттоманской династии.

После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.