BG diaspora.
Культурно-просветительская организация
болгар в Москве.

Девиз
Наша цель – поиск добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.
декември 2019
П В С Ч П С Н
« ное.    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Прощание с Эльдаром


Ну вот, Эльдар, нет и тебя,
как что-то вынули из нации,
и только чьи-то номинации
пестрят, не очень-то скорбя.

А вот Россия-то скорбит
непоказушная, бюджетная,
которую ты от обид
так защищал,
всем сердцем жертвуя!

Когда б все жили в СССР
по этим правилам сочувствия,
то был бы СССР—
пример,
со-жизни общей,
со-искусствия.

И столько раз
спасали нас
и в скушный час,
и в страшный час
твои комедии печальные,
и выручальные,
и облегчальные…

Меня он взял на Сирано,
но было вдруг запрещено,
и я сыграл ту роль не на экране,
а в самовозгоранье
спасая стольких, кто в опале,
куда за совесть все попали,
и подарил Эльдар отвагу,—
со съемок запрещенных шпагу.

Люблю об Андерсене фильм,
Он, правда, не для простофиль.
Эльдар ты Бога сам сыграл,
и роль звучала, как хорал,
и все в тебе лучилось,
и, знаешь,
получилось.

Евгений Евтушенко: Эльдар. Слушать: [sc_embed_player fileurl=“http://echo.msk.ru/files/2405734.mp3″]


Сегодня не стало Эльдара Рязанова. Печальная новость пришла этой ночью, режиссёр умер в одной из столичных клиник на 89-м году жизни. В больницу Эльдара Александровича положили 21 ноября, позже его состояние ухудшилось, он был переведён в реанимацию и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

Сегодня не стало Эльдара Рязанова. Печальная новость пришла этой ночью, режиссёр умер в одной из столичных клиник на 89-м году жизни. В больницу Эльдара Александровича положили 21 ноября, позже его состояние ухудшилось, он был переведён в реанимацию и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

О его фильмах так и говорят: „комедии Рязанова“. Это жанр, у которого есть свой неповторимый стиль. „Карнавальная ночь“, „Берегись автомобиля“, „Жестокий романс“, „Гараж“, „Служебный роман“, „Ирония судьбы, или С легким паром“ – его экранные истории сразу становились кино-хитами и без преувеличения остаются символом целой эпохи в истории страны.

Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать…

Он признавался, что иногда и сам не понимал, как складывались эти стихи, честные, искренние и глубокие. И ложась на музыку, звуча с экрана и попадая точно в наши сердца, это были уже не просто песни, а образы, целые миры и пространства Эльдара Рязанова. Простые до откровения и понятные до душевной боли.

Ностальгия – это значит,
Неизбывная тоска.
Когда сердце горько плачет
От любого пустяка.
Ностальгия – как дорожка,
Очень трепетная нить
В то, что больше невозможно
Ни вернуть, ни воскресить.

В каждом фильме Эльдара Рязанова обязательно был момент, когда он сам появлялся на экране. Это была своеобразная игра для зрителя — узнать любимого режиссера, когда он исполняет эпизодическую роль. Между тем, узнавать кинорежиссеров в лицо наши зрители начали именно с Рязанова, с его „Кинопанорам“, с его теле-вечеров, куда он приглашал своих друзей, актеров и режиссеров, и это были самые искрометные и интеллигентные программы советского телевидения.

„Мне телевидение дало сказочную возможность – объехал много стран и городов, и в „Кинопанораме“ передо мной прошел весь цвет отечественного кино. Я делал программы о самых лучших наших кинематографистах“, – говорил Эльдар Рязанов.

Впрочем, за свою долгую жизнь в искусстве Эльдар Рязанов много раз оказывался человеком, который что-то делал впервые. До Эльдара Александровича в нашей стране не было даже такого имени, как Эльдар. Самой первой именно его кинокамера внимательно пригляделась и сделала звездами Людмилу Гурченко, Ларису Голубкину, Ларису Гузееву, Лию Ахеджакову, Светлану Немоляеву, Андрея Мягкова.

„Для меня актер — это святое. Я могу наорать на второго режиссера, но я никогда ни разу не повысил голос на актера, потому что это очень тонкий инструмент, и с ними надо обращаться очень нежно“, – говорил режиссер.

Никому не известная Пугачева уже спела у него „Мне нравится, что вы больны не мной“. Причем, Цветаеву, как и Пастернака, и Ахмадулину до Рязанова у нас в кино еще не пели. Он создал целое культурное пространство, в котором под гитару исполняли поэтов серебряного века и шестидесятников, слушали Андрея Петрова и Таривердиева, встречали Новый год под „Иронию судьбы“ и даже рассказывали анекдоты про поручика Ржевского. Известных актрис он заставлял играть без макияжа и обзывал их „старыми клячами“. Но от этого они становились еще прекрасней.

Вслед за великой русской литературой он воспел маленького человека с огромной душой и право Юрия Деточкина, Жени Лукашина и товарища Новосельцева на настоящее счастье.

И он же показал самый короткий путь к этому счастью — через новогоднюю ночь, да так, что через три десятилетия судьбы придуманных им вместе с Эмилем Брагинским героев продолжали волновать зрителей и требовали продолжения.

Впервые в мировом кино он стал режиссером, который через 50 лет решился снять ремейк своей собственной картины – ею стала „Карнавальная ночь-2“. В этом фильме Эльдар Александрович вместе с женой Эммой спел романс на собственные стихи.

Только за всё, что промчалось, заплачено…
Жизнь, улыбнись мне улыбкой прощальною…

„Я помню, как меня попросили выступить. Это было вскоре после фильма „Карнавальная ночь“. Я выступил и сказал: говорят, что искусство очень влияет на жизнь и изменяет её. Мне кажется, это очень неправильный тезис… Вы знаете, я сделал картину про то, как дурак руководит искусством, и этот фильм ничего не изменил“, – горько шутил Эльдар Рязанов.

Он умел так тонко иронизировать над собой и откровенно смеяться в лицо глупцам, лицемерам и, казалось бы, привычным нелепостям нашей жизни, что не любить кино Эльдара Рязанова было невозможно. Как невозможно представить Новый год без невероятной истории любви, как невозможно подумать, что у природы может быть плохая погода, как сегодня немыслимо поверить, что он ушёл – человек, создавший свою вселенную даже не в кино – в наших сердцах…

Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
Заметёт остаток понемногу
Милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу…

Умер добрый сказочник, создатель знаменитых советских сказочных киноисторий. Золушка бальзаковского возраста, честный и бедный служащий-статист, тайный попечитель детских домов — герой Рязанова не самый красивый, иногда — дурно одетый, иногда — нелепый, проживающий в малогабаритных квартирах, невезучий, рассеянный. Невероятная притягательность рязановских фильмов именно в том, что он любит этих людей, видит их душевную красоту. Жалеть маленького человека — это гуманистическая традиция русской литературы. Но у Рязанова все эти люди заслуживают счастья, и режиссер делает их счастливыми.

Как дети, которые сто раз перечитывают одну и ту же сказку, россияне каждый раз 31 декабря всей семьей пересматривают по телевизору рязановские комедии „Карнавальную ночь“ или „Иронию судьбы“. Несколько поколений знает: без этих фильмов не настанет Новый год.

„Грустно, очень грустно. Этот человек ушел с планеты, я бы сказала. Его фильмы показывали во всех уголках мира. Он приносил радость, он приносил раздумья о жизни, о совести“, – говорит народная артистка России Валентина Талызина.

Люди наизусть знают диалоги актеров, покадрово помнят рязановские фильмы, но смотрят их и смотрят. Рязанов — король кинокомедии и в этом жанре, пожалуй, не имеет равных. Комедии лирические, героические, абсурдные и комедии — серьезные философские фильмы.

У Рязанова внимательнейшее отношение к артисту, он умеет увидеть в актере то, что не видят другие режиссеры. Сколько великих „засветились“ впервые в его лентах — список этих актеров будет впечатляющий.

„Для меня кончина Эльдара Рязанова — это абсолютно личное горе. Потому что я знала его очень давно, и нас связывала большая человеческая дружба. Я очень люблю Эльдара Александровича и очень благодарна ему, потому всю мою кинематографическую жизнь, конечно, сделал он. Я считаю его своим крестным отцом. Каждый раз его звонок и предложение работать – это было счастье. Не секрет, что когда в кино снимаешься, главное качество, как многие смеются, это терпение — надо терпеливо ждать. Но у Эльдара Александровича это было как-то все по-другому. Это был какой-то был миг — ты только приезжал на съемку, как она уже заканчивалась. Так это все было интересно, насыщенно и богато творчески!“ — вспоминает народная артистка России Светлана Немоляева.

Сам Рязанов любит профессионалов, которые на площадке могут импровизировать. Знаменитая сцена из „Служебного романа“, когда герой впервые приходит в гости к героине, — импровизация Фрейндлих и Мягкова от начала до конца.

Рязанов во многих интервью говорил, что ненавидит несвободу и систему запретов. Свои лучшие ленты он создал в советское время, и многие из них вызывали недовольство чиновников и главного идеолога Суслова. Безусловный шедевр — фильм „Гараж“, снятый в 1979 году. Как он вышел в прокат неясно. Картина о том, какие страсти разгораются среди членов строительно-гаражного кооператива, когда приличные, интеллигентные люди под давлением обстоятельств идут на подлость. Фактически это срез советского общества, и картину вполне могли положить на полку как антисоветскую. Она и сейчас актуальна, эта картина. Люди ведь не меняются. И еще один важный штрих. Для большей естественности Рязанов снимал фильм „Гараж“ с трех камер. Там нет главных героев, и на площадке все актеры даже не знали, на кого в этот момент была направлена камера.

Хорошо образованный Рязанов использовал в советских фильмах стихи полузапрещенных тогда поэтов Цветаевой, Пастернака. Он и сам начал писать стихи, и некоторые звучат в его фильмах. Он тонко чувствует музыку. Во всех его лентах непременная составляющая успеха — это саундтрек. Музыку к его фильмам писали лучшие композиторы страны, особенно много он работал с Андреем Петровым.

Рязанов сам про себя говорил, что профессия сделала из него волка. Он был требователен к актерам. Говорят, однажды на съемке, разозлившись на одного знаменитого артиста, даже в ярости поднял его в воздух. И также он был требователен к себе. Трудоголик, он выпустил 15 книг, вел на телевидении программы, которые имеют, в том числе, и просветительский характер. Уже тяжело больной, в госпитале, он продолжал писать стихи.

Член президиума Союза кинематографистов России, народный артист России Николай Бурляев сообщил «Русской службе новостей», что память Эльдара Рязанова обязательно будет увековечена.

Николай Бурляев: «Мы в союзе кинематографистов обязательно подумаем. Безусловно, память Эльдара Александровича будет увековечена».